Мобильный спам уходит в онлайн-мессенджеры
За год количество жалоб российских абонентов на него выросло в разыВ сентябре количество жалоб абонентов МТС на спам через популярные OTT-сервисы – Viber, Skype, WhatsApp и др. – выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 10 раз, рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. Число жалоб он не назвал. Не раскрывают количество жалоб и темпы их роста и «Вымпелком», «Мегафон», «Т2 РТК холдинг» (Tele2). Если год назад ежемесячно таких жалоб были сотни, то сейчас речь идет о тысячах, утверждает сотрудник сотового оператора. За год ОТТ-спам вырос в разы, хотя и менее чем в 10 раз, утверждает сотрудник другого оператора. Спам-рассылки в интернет-мессенджерах в 2015 г. стартовали практически с нуля, отмечает он.
В последнее время идет переток спама из традиционных каналов в ОТТ-сервисы, его количество действительно растет, признает представитель «Мегафона» Татьяна Зверева.
По словам Солодовникова, ОТТ-спам растет по мере того, как сокращается поток традиционного sms-спама. С момента всплеска активности sms-спамеров в 2012 г. среднее количество нежелательных сообщений, которые получают абоненты МТС, упало почти в 40 раз, число жалоб на спам – в 18, говорит он. В мае МТС доработала свою антиспам-систему и за счет этого в III квартале количество таких сообщений на сети МТС снизилось в квартальном исчислении в 4 раза, а количество жалоб на спам – втрое, отмечает Солодовников.
Но технические меры борьбы в отличие от sms-спама неприменимы к ОТТ-спаму и все, что может сделать оператор, – советовать абонентам включать нежелательные сообщения мессенджеров в черный список, констатирует он.
Рецептов борьбы с ОТТ-спамом нет и у других операторов. Сейчас деятельность ОТТ-сервисов никак нормативно не регулируется, поэтому для исправления ситуации со спамом в них необходимо ввести их официальную классификацию и правила работы для них, обеспечивающие защиту абонентов от спама, считает Зверева.
«Вымпелком» совместно с властями и другими участниками рынка сейчас работает над правилами борьбы со спамом, говорит его представитель Анна Айбашева. В частности, обсуждается вопрос о создании мессенджерами бесплатного сервиса для пользователей по отписке от спама, рассказывает она. Такая схема уже используется операторами в отношении sms-рассылок, говорит Айбашева.
Операторы не любят ОТТ-сервисы вовсе не из-за того, что через них удобнее рассылать спам, – они прежде всего озабочены тем, что в бесплатные сервисы перетекает аудитория и доходы от их дополнительных услуг, в первую очередь sms, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Потери российских мобильных операторов от OTT-сервисов в 2014 г., по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting, составили 15–20 млрд руб., или около 2% их доходов. А всего в мире, по данным Juniper Research, операторы связи из-за OTT-сервисов недополучили $14 млрд выручки.
На развитых зарубежных рынках выручка операторов стагнирует и даже сокращается по мере того, как операторы начинают бесплатно предоставлять абонентам неограниченный голосовой и sms-трафик, рассказывал «Ведомостям» в сентябре управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. Это результат растущей конкуренции, в том числе со стороны интернет-мессенджеров, объяснял он: например, в Испании уже в 2013 г. более половины абонентов вообще не пользовались sms. У российских операторов это еще впереди, говорил Алексеев.