«Связной» и МТС обменялись претензиями

Ритейлер считает, что оператор недоплатил за продажи контрактов; МТС недовольна количеством и качеством подключений
МТС долгое время была главным партнером «Связного»
МТС долгое время была главным партнером «Связного» / Е. Разумный / Ведомости

Компания «Связной логистика», управляющая сетью салонов «Связной» в России, подала иск к МТС на 680,8 млн руб., следует из базы данных на сайте арбитражного суда. Ритейлер пытается взыскать с МТС агентское вознаграждение за контракты, которые он продавал в своих салонах в 2015 г. и деньги за продажу которых оператор выплатил не в полном объеме, объяснила представитель «Связного» Мария Заикина.

Сначала ритейлер обратился к оператору напрямую, чтобы получить всю сумму по договору, говорит Заикина. Однако МТС отказалась платить деньги, сославшись на якобы низкое качество подключений после возвращения в «Связной» «Мегафона» и «Вымпелкома». Ритейлер не согласился с доводами МТС и требует выплату вознаграждения полностью, говорит Заикина.

У МТС есть встречные претензии к «Связному», связанные с низким количеством и качеством подключений к базе МТС через салоны «Связного», говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Падение началось в апреле 2015 г. (как раз тогда «Связной» снова начал продавать контракты «Мегафона» и «Вымпелкома»). По словам Солодовникова, МТС направила ритейлеру акты о штрафных санкциях примерно на 800 млн руб. Кроме того, МТС еще предстоит оценить последствия причиненных убытков, что может стать предметом отдельных исков к «Связному», добавляет Солодовников.

МТС без «Связного»

Оставшись без крупных мультибрендовых каналов продаж – «Евросети» и «Связного», – МТС решила сосредоточиться на развитии собственной розницы. Компания также решила возродить бренд «Телефон.ру», чтобы соперничать с крупными мультибрендовыми ритейлерами. Оператор купил эту сеть в феврале 2009 г., но вскоре закрыл. В Москве у «Телефон.ру» на первых порах будет около 200 салонов.

«Связной» продавал sim-карты МТС лицам без документов, оформлял их на других лиц или распространял карты в других регионах (например, sim-карта, купленная в Москве, предназначалась для салона в Санкт-Петербурге и в итоге абонент тратил деньги на роуминг), знает человек, близкий к крупному сотовому оператору. Внесение в базу данных достоверных и полных сведений об абонентах в первую очередь продиктовано интересами безопасности самих абонентов, отмечает он.

«Связной» знает, что МТС обвиняет ритейлера в нарушении требований к оформлению абонентских договоров, однако оператор не предоставляет полноценных доказательств того, что были нарушения, говорит Заикина. «Связной» неоднократно сталкивался с различными обвинениями в свой адрес со стороны оператора, которые почему-то начали поступать ровно с момента, как ритейлер подписал новые расширенные контракты с двумя другими операторами «большой тройки».

Отношения между МТС и «Связным» осложнились после того, как владельцем ритейлера стал Олег Малис. МТС в прошлом году вела переговоры о покупке «Связного» с его тогдашним владельцем Максимом Ноготковым, но сделка не состоялась. Ноготков объяснял это тем, что в ответственный момент Владимир Евтушенков, основной владелец АФК «Система» (материнская компания МТС), оказался под домашним арестом по делу «Башнефти». А когда он вышел, «Связной» уже сменил владельца. Источники, близкие к МТС, утверждали, что сделка могла бы состояться и без Евтушенкова, но МТС не увидела в ней смысла.

После смены владельца, после почти двухлетнего перерыва, в начале 2015 г. в салонах «Связного» вновь начали продавать контракты «Мегафона» и «Вымпелкома», сокративших продажи в этой сети в 2013 г., после того как МТС заключила со «Связным» крупный и выгодный контракт. После возвращения «Мегафона» и «Вымпелкома» президент «Связного» Майкл Тач подчеркивал: продавать sim-карты этих операторов «Связному» выгоднее, чем МТС. В частности, в отличие от МТС они заплатили ритейлеру аванс за подключение абонентов.

В июне 2015 г. президент МТС Андрей Дубовсков сообщил, что оператор недоволен сотрудничеством со «Связным»: с начала 2015 г. подключения в его салонах снизились в 4–5 раз. Спустя неделю компании объявили, что в августе перестанут сотрудничать.

Потеря такого крупного канала продаж, как «Связной», отразилась на МТС: за II квартал 2015 г. абонентская база оператора в России выросла на 0,9 млн абонентов (+1,2%), тогда как конкуренты МТС – «Мегафон» и «Вымпелком», контракты которых продаются не только в их рознице, но и в «Евросети» и «Связном», – отчитались во II квартале о росте абонентской базы квартал к кварталу на 2,7 и 2,6% соответственно.