Минкомсвязи идет на абордаж

Минкомсвязи обвинило в рекламе на пиратских сайтах ряд крупных компаний. Если сайт не заблокирован, претензий к рекламодателю быть не может, считают в ФАС
По оценке Ассоциации интернет-видео, рекламные доходы русскоязычных пиратских сайтов составили в 2014 г. около $60–70 млн.
По оценке Ассоциации интернет-видео, рекламные доходы русскоязычных пиратских сайтов составили в 2014 г. около $60–70 млн. / freeimages.com

Минкомсвязи через месяц опубликует список рекламодателей, которые продвигаются через русскоязычные пиратские сайты, заявил заместитель министра связи Алексей Волин на конференции «Киноэкспо». «Мы хотим публично назвать компании, которые фактически помогают пиратам, – сказал он. – Среди них много брендов, которые кичатся своей репутацией. Для борьбы с пиратством можно использовать традиционные методы, а можно нетрадиционные». Некоторые из них Волин назвал сразу – это Ford, Nissan, Volvo, Mazda, Toyota, Microsoft, Gillette (принадлежит Procter & Gamble).

По оценке Ассоциации интернет-видео, рекламные доходы русскоязычных пиратских сайтов составили в 2014 г. около $60–70 млн. По оценке Group IB, это $23,6 млн (см. также врез).

«Тойота мотор» очень тщательно подходит к выбору рекламных площадок, настаивает ее представитель: компания закупает рекламу только у крупнейших авторизованных селлеров через медийное агентство «Дентсу смарт». Крупные корпорации размещают рекламу через агентства, подтверждает сотрудник одной из упомянутых Волиным компаний. Представитель «Тойота мотор» уверяет: компания уже получила подтверждение от своего медийного партнера, что случаи размещения рекламы от лица ООО «Тойота мотор», противоречащие действующему законодательству России, исключены.

Пиратские доходы

365 миллионов пиратских копий фильмов скачали русскоязычные интернет-пользователи в январе – сентябре 2015 г., подсчитали эксперты Piratepay. В деньгах это может составлять 17,7 млрд руб. кассовых сборов и почти 1 млрд руб. доходов от платных интернет-сервисов, согласно Piratepay

«Любой сайт, занимающийся распространением пиратской продукции, должен преследоваться и блокироваться российской исполнительной властью. Nissan категорически не размещается на сайтах, находящихся в списке блокированных», – замечает представитель этой автокомпании. Volvo Car Russia не размещает корпоративную рекламу бренда Volvo на сайтах, доступ к которым ограничен или запрещен российским законодательством, говорит представитель этого автопроизводителя. Но, по его словам, компания не может исключать, что реклама бренда Volvo появилась на упомянутых сайтах в рамках рекламных размещений дилеров Volvo, которые являются самостоятельными юридическими лицами. «По законодательству мы не можем ограничивать как-либо их деятельность в этой области», – добавил он.

Ford Sollers строго следует законодательству, сказал ее представитель. Представитель Microsoft от комментариев отказался, Procter & Gamble и Mazda на запрос не ответили.

В России на законодательном уровне не определено понятие «пиратский сайт», указывает сотрудник одной из упомянутых компаний, а рекомендации Минкомсвязи на этот счет, как и списки сайтов, где запрещено размещение рекламы, тоже отсутствуют. С ним согласен представитель Volvo Car Russia: требуется пояснение, какие сайты имеются в виду в заявлении Волина под «пиратскими».

Сайты, признанные нелегальными, должны быть закрыты – если сайт не заблокирован, то претензий к рекламодателю быть не может, уверен чиновник Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Представитель ФАС отказался от комментариев. Минкомсвязи может лишь пригрозить рекламодателям или своими действиями положить начало работе над этой проблемой, отмечает старший юрист практики разрешения споров «Гольцблат БЛП» Евгений Орешкин, но реальных законных оснований для привлечения их к ответственности сейчас нет. Размещение рекламы на таких сайтах напрямую не запрещено, подчеркивает юрист.

«Мы не обвиняли известные бренды в нарушении законов, – говорит Волин. – Вопрос помощи пиратам не юридический, а этический».