Qiwi займется доставкой заказов из интернет-магазинов
Основной для нее рынок платежных терминалов стагнируетКомпания Qiwi начинает строить сеть постаматов, а ее инвестиционное подразделение Box2Box открывает сеть пунктов выдачи товаров, заказанных в интернет-магазинах, рассказала «Ведомостям» управляющий директор Qiwi Анна Стоклицкая. Развитие логистических услуг – часть новой стратегии, нацеленной на удвоение выручки Qiwi в ближайшие пять лет, причем большая часть дополнительной выручки должна приходиться именно на новые сервисы, говорит она.
Qiwi уже инвестировала в логистический проект около $1 млн и в ближайшие несколько лет будет вкладывать еще по «несколько десятков миллионов рублей ежегодно», обещает Стоклицкая. Затраты невелики, так как Qiwi использует привычную агентскую схему, говорит она.
По замыслу Qiwi пункты выдачи посылок станут размещать у себя владельцы небольших магазинов, салонов связи и т. п. Главное требование – там должен уже стоять платежный терминал, подключенный к процессинговой системе Qiwi, чтобы заказ с наложенным платежом можно было оплатить не только предварительно, но и при получении, а деньги моментально отправлялись в интернет-магазин, объясняет руководитель логистического направления Qiwi Эдвин Луканов. Чтобы ускорить доставку заказов в пункты выдачи, Box2Box планирует использовать попутную логистику – например, в салоны связи посылки можно доставлять вместе с партиями телефонов и sim-карт, говорит он.
К середине сентября 2015 г. у Box2Box было 520 пунктов выдачи заказов в 14 регионах России, говорит Луканов, а к концу 2016 г. их должно быть уже 3200.
Еще в апреле 2015 г. Qiwi объявляла совместно с перевозчиком и логистическим агрегатором PickPoint о создании сети постаматов – автоматизированных терминалов, в которые почтовые и курьерские службы доставляют посылки и другие отправления и откуда их можно самостоятельно забрать. Пока этот проект в стадии тестирования, рассказывает Стоклицкая. До конца 2015 г. планируется установить 40 тестовых постаматов, а к концу 2016 г. – до 1000. В целом российский рынок способен принять примерно 5000 устройств, а сейчас их не наберется и 1000, добавляет Луканов. Здесь Qiwi тоже намерена работать по агентской схеме: например, владелец платежного терминала устанавливает за свой счет постамат, Qiwi присоединяет его к своей логистической сети и к информационным системам, а комиссию за выдачу посылки они делят. Таким образом, постамат становится неотъемлемой частью платежного терминала, говорит Луканов. Терминалы стоят в посещаемых местах, поэтому и постаматы не будут простаивать, уверен он.
Условия сотрудничества Qiwi и PickPoint не раскрывают. В среднем владелец постамата или пункта выдачи получает за каждую доставку от логистического оператора 40–70 руб., рассказывает гендиректор PickPoint Надежда Романова.
PickPoint уже обслуживает обширную сеть постаматов и пунктов выдачи посылок, а у Qiwi огромная сеть платежных терминалов – синергия вполне возможна, допускает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Четыре года назад эта ассоциация провела исследование и пришла к выводу, что российский рынок выдачи заказов способен вместить около 2200 точек; а с тех пор масштабы интернет-торговли еще выросли, замечает он. По итогам 2014 г. на каждого россиянина приходилось в среднем 1,5 интернет-покупки (всего примерно 235 млн), посчитал Иванов. А, например, в Австрии, где постаматы установлены прямо в подъездах многоэтажных домов, на каждого жителя еще за год до того приходилось по 22 посылки. Постаматы шаговой доступности (таковы сейчас платежные терминалы) окупились бы за год – максимум два, уверен Иванов.
Из отчета J’son & Partners следует, что оборот платежных терминалов в России вырос в 2014 г. всего на 5% до 1,15 трлн руб.
По сравнению с предыдущим годом темпы роста замедлились втрое, рассказывал «Ведомостям» ведущий консультант J’son & Partners Сергей Золкин.
Оборот платежей, идущих через терминалы, Qiwi сейчас не раскрывает (она приводит оборот по всем платежам сразу), а в 2013 г., когда она еще это делала, этот показатель увеличился менее чем на 12% (для сравнения: через электронный кошелек Visa Qiwi Wallet – более чем на 68%).
А этим летом бизнес, связанный с проведением платежей через терминалы, стал еще и гораздо менее выгодным. ЦБ перекрыл один из крупнейших каналов операций с признаками обналичивания – через платежных агентов, владеющих терминалами: деньги, которые платили пользователи, перечислялись через обычный счет, а не через специальный, как требует регулятор. Сравнив поступления из терминалов с суммой, перечислявшейся поставщикам услуг через спецсчета, ЦБ обнаружил, что через спецсчета проходило всего 8% оборота платежных агентов, рассказывал недавно директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов. Остальную наличность платежные агенты могли продавать за безналичные, получая за это комиссию. ЦБ потребовал, чтобы платежные системы добились от своих агентов быстрого возврата к схеме спецсчетов, и тем пришлось подчиниться. В результате часть терминалов закрылась (по оценке Cyberplat, 35–40%), а часть ввела или повысила комиссии за платежи.
Выручка Qiwi увеличилась в прошлом году на 43% до 8,8 млрд руб. Примерно на столько же – 42,5% – ежегодно рос российский рынок интернет-торговли в 2010–2014 гг., следует из данных J’son & Partners Consulting, которые приводят представители Qiwi. Согласно этим данным, в 2014 г. интернет-продажи превысили 683 млрд руб.
Правда, на 2015 г. J’son & Partners прогнозирует спад и этого рынка (на 5%).
В сентябре 2015 г. о начале сотрудничества с оператором постаматов Qiwi Post (его акционером раньше была Qiwi) объявила МТС. Пока она установила постамат всего в одном из своих московских салонов, но до конца года планирует разместить еще 18 в разных городах России. Установка постамата поможет салонам на 3–5% увеличить поток посетителей, повысит выручку на квадратный метр, расширит возможности выдачи заказов собственного интернет-магазина и увеличит продажи сопутствующих товаров, надеется представитель МТС Дмитрий Солодовников. А заодно МТС получит от партнера вознаграждение за выданные отправления.
Представители других компаний, организующих пункты выдачи посылок, не предоставили комментарии.