Российский стартап 2can & ibox будет развивать мобильный эквайринг во Вьетнаме

Для этого он привлечет $3 млн дополнительных инвестиций
Россия поможет Вьетнаму с эквайрингом/ Chitose Suzuki/ AP

Стартап 2can & ibox, предлагающий мобильный эквайринг по банковским картам, потратит $3 млн, чтобы начать работу во Вьетнаме. Об этом «Ведомостям» сообщил директор компании по развитию бизнеса «Смартфин» (головной компании 2can & ibox) Дмитрий Богдашев и подтвердил Сергей Азатян, управляющий партнер фонда InVenture Partners, уже вложившегося в проект. Управляющий партнер Almaz Capital Partners (еще один инвестор 2can & ibox) Александр Галицкий подтвердил, что зарубежная экспансия 2can & ibox обсуждалась, но комментировать ее детали отказался.

Из $3 млн, которые 2can & ibox потратит на развитие продуктов и маркетинг для продвижения в Азии, только $0,5 млн она вложит из имеющихся сейчас денег, говорит гендиректор «Смартфина» Павел Глушенков. Остальное она надеется получить в ходе следующего инвестиционного раунда, добавляет он. Основатель и бывший гендиректор 2can Николай Жмуренко, крупный акционер 2can & ibox, уточняет, что раунд инвестиций компания планирует привлечь в конце 2015 г. По его оценкам, он может составить от $3 млн до $6 млн.

Сначала «Смартфин» работал с индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, но затем расширился до среднего бизнеса, рассказывает Глушенков. Для экспансии компании приглянулись рынки Вьетнама, Индонезии и Таиланда, потому что там большое число мелких и средних предпринимателей, высокое проникновение банковских карт и отсутствуют сильные игроки, сообщил Азатян. Выбор Вьетнама для первого шага он объяснил тем, что там удалось лучше организовать инфраструктуру и договориться с партнерами – банками и торговыми сетями.

В чем бизнес

Мобильный эквайринг позволяет проводить платежи с банковских карт с помощью мобильного устройства и картридера – специального терминала mobile point of sales (mPOS). С начала 2015 г. 2can & ibox обработала 2,1 млрд руб. платежей, выручка компании составляет 0,5% комиссии от этой суммы, говорит Богдашев. Он добавляет, что компания продала уже около 30 000 mPOS-терминалов. Терминалы компания закупает в Китае и пишет для них софт.

По данным базы данных стартапов CrunchBase, первые инвестиции 2can привлекла в сентябре 2012 г. от InVenture Partners и Almaz Capital. В марте 2014 г. в новом раунде инвестиций размером $5 млн участвовали те же инвесторы плюс «Группа ЕСН» Григория Березкина, следует из данных CrunchBase.

Весной 2015 г. 2can объединилась с компанией ibox: хотя 2can обгоняла ibox на российском рынке, у ibox были хорошие позиции в Азии, говорит Жмуренко. Богдашев поясняет, что 2can в России работала в сегменте малого и среднего бизнеса, а ibox занималась крупными компаниями и имела связи в Азии. Объединение помогало ibox диверсифицироваться в России и привлечь технологии 2can для работы с малыми и средними компаниями в Азию, говорит он.

Сейчас компаниями 2can и ibox и их брендами владеет компания «Смартфин», говорит Глушенков. Сделка прошла без денег: владельцы ibox внесли свою компанию в капитал «Смартфина», получив взамен акции допэмиссии кипрской холдинговой компании Jemmott Investments Ltd, владеющей «Смартфином», говорит Жмуренко. После этого в августе 2015 г. инвесторы 2can – Almaz Capital, InVenture Partners и «Группа ЕСН» – внесли дополнительные $1,3 млн, рассказывает он. Азатян подтверждает это, уточняя, что раунд инвестиций в $1,3 млн был одним из условий объединения.