Санкции мешают начать работу в Крыму второму сотовому оператору
Его сети построены на оборудовании шведской компании, которая отказывается устанавливать обновленияСейчас в Крыму работает единственный сотовый оператор – «К-телеком» (см. врез). В марте министр связи Николай Никифоров сообщил, что к началу работы в Крыму готовятся еще два оператора, пообещав их запуск «к новому туристическому сезону». Конкретные компании Никифоров тогда не назвал, но весной лицензию на сотовую связь в Крыму попросил принадлежащий республиканскому правительству «Крымтелеком». Власти полуострова заявляли, что намерены создать на базе «Крымтелекома» регионального оператора мобильной связи, передав ему национализированное оборудование «Киевстара» (украинская «дочка» Vimpelcom Ltd.), прекратившего работу на полуострове летом 2014 г.
Проблема в том, что для работы по российским законам «Крымтелекому» необходимо установить на свою сеть так называемую систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Ядро сети «Крымтелекома» построено (еще «Киевстаром») на оборудовании L.M. Ericsson, и оператор, докладывает Аксенов Козаку, обратился к единственному сертифицированному производителю оборудования СОРМ на коммутаторах Ericsson – компании «Малвин системс». Но «Малвин», по словам Аксенова, не дал «Крымтелекому» официального ответа, а в телефонном разговоре специалисты «Малвина» пояснили, что не могут поставить оборудование Ericsson в Крым, так как эта компания поддерживает санкции против российских компаний, расположенных на полуострове. Это показалось главе Крыма странным, ведь «Малвин» – российская компания.
У «Крымтелекома» возникли серьезные проблемы с запуском сети, пожаловался глава Республики Крым Сергей Аксенов в письме вице-премьеру Дмитрию Козаку. Содержание этого письма «Ведомостям» пересказал человек, ознакомившийся с ним. Рассказ подтвердил федеральный чиновник, знающий о таком письме от коллег.
Первый крымский
«К-телеком» зарегистрирован в Краснодаре в мае 2014 г., а неделю спустя получил от госкомиссии частоты в Крыму, ранее использовавшиеся украинской МТС. Та не стала возражать: как объяснил президент МТС Андрей Дубовсков, она «не видела судебных перспектив». Предоставлять услуги в Крыму «К-телеком» стал в августе 2014 г., за три месяца построив сеть из 1500 базовых станций. Владельцем оператора оказался ливанский инвестор Пьер Мишель Фаттуш, партнер МТС в Армении. МТС всегда отрицала связь с «К-телекомом».
Тогда «Крымтелеком» обратился в Центр по научно-техническому сопровождению внедрения СОРМ при ФГУП ЦНИИС, специалисты которого пообещали помочь госоператору, но в итоге никакого решения так и не предложили, продолжает Аксенов. Он попросил Козака «оказать содействие в решении установки СОРМ на сетях «Крымтелекома», подчеркнув, что запуск «Крымтелекома» чрезвычайно важен, так как пока на полуострове работает лишь один оператор.
Представитель Козака Илья Джус подтвердил, что письмо Аксенова по поводу «Крымтелекома» получено. Козак в курсе ситуации и думает, что предпринять, говорит Джус.
Российский партнер Ericsson без производителя сам мало что может сделать, отмечает гендиректор производителя телекомоборудования НПП «Полигон» Тагир Якубов. СОРМ – это, как правило, система аппаратно-программных решений, которая разработана и устанавливается под контролем производителя, объясняет он, поэтому без Ericsson тут никак не обойтись.
С представителем Аксенова связаться не удалось. Представитель «Малвин системс» отказался разговаривать с «Ведомостями», сославшись на то, что весь топ-менеджмент компании в отпуске. Представитель Ericsson сообщила лишь, что у производителя нет контрактных отношений в Крыму с «Малвин системс» и «Крымтелекомом».
Прямой выход российских операторов в Крым осложнен угрозой санкций. Представитель минфина США, отвечая на вопрос о возможности работы российских операторов в Крыму, говорил, что регулятор будет рассматривать возможность введения санкций против компаний и отдельных лиц, если увидит в их действиях «нарушение указов президента, связанных с Украиной». Между тем российские операторы, не работающие или ушедшие из Крыма, смогут работать там в роуминге на сети нового оператора, сказал топ-менеджер российского оператора.
Крым также национализировал активы «Укртелекома», в том числе его мобильной «дочки» «Тримоб», предоставлявшей услуги связи 3G. Запрос в ГКРЧ на получение лицензий мобильной связи делал и «Севтелеком», сети которого пока также не запущены.