Сотни тысяч смартфонов завозятся в Россию неофициально

Серый ввоз снижает доходность ритейлеров и увеличивает риски покупателей
Выбирая новый смартфон, не всегда можно быть уверенным в легальности его ввоза
Выбирая новый смартфон, не всегда можно быть уверенным в легальности его ввоза / Е. Разумный / Ведомости

В 2014 г. в России было продано около 45 млн смартфонов и телефонов, посчитала Mobile Research Group. Оценки того, сколько из них было ввезено вбелую, т. е. с ведома производителя и с уплатой импортером НДС, а сколько всерую, без соблюдения этих условий, расходятся. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что на серый импорт в 2014 г. пришлось около 3% от проданных в России аппаратов. А в первом полугодии 2015 г. эта доля из-за падения курса рубля к доллару и евро сократилась до 1,5%, считает он. Хотя доля серого импорта не очень велика, в абсолютном выражении это примерно 1 млн аппаратов в год, что довольно много, признает Муртазин.

С помощью серых схем в Россию ввозят в основном смартфоны: их продается значительно больше, чем простых телефонов, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Разница в цене между серыми и белыми телефонами невелика, поскольку стоят они дешево – 1000–2000 руб. и доходность от их перепродажи всерую минимальна, говорит он.

По данным «Связного», в 2014 г. в России было продано 26 млн смартфонов. В первом полугодии 2015 г. в России было реализовано 9,1 млн таких устройств (на 11% меньше, чем за тот же период 2014 г.).

Если к середине 2014 г. до 15% смартфонов ввозились всерую, то с октября, когда рубль начал стремительно падать, серый рынок начал сокращаться и к концу года практически умер, рассказывает президент «Евросети» Александр Малис. Весной 2015 г., когда рубль начал подниматься, серые поставки вновь начали расти, но вторая волна ослабления рубля привела к их повторному сокращению, рассказывает он. По его данным, доля серых аппаратов в августе 2015 г. составляла на российском рынке 5–7%.

Серый рынок, по сути, поддерживают сами покупатели – например те, кто стремится приобрести товар по самым дешевым ценам, даже если выгода составит 500–1000 руб. от официальной цены устройства, считает представитель «Связного» Мария Заикина. Еще одна категория покупателей, поддерживающая серый импорт, – это те, кто хочет получить устройство сразу после старта его продаж, происходящего в другой стране, отмечает Заикина. Правда, таких становится все меньше, потому что последние два года бренды очень быстро привозят все новинки в Россию официальным путем.

На страже белизны

Для незаконного ввоза электроники, профессионального телекоммуникационного оборудования обычно используют так называемые фирмы-однодневки, говорит представитель Федеральной таможенной службы (ФТС). Ввозятся они по контрактам с компаниями, зарегистрированными, как правило, в офшорных юрисдикциях, а также из транзитных стран (например, Прибалтики), где происходит подмена документов, продолжает он. По его словам, основные схемы незаконного ввоза сотовых телефонов, электроники, а также профессионального телекоммуникационного оборудования – занижение таможенной стоимости дорогостоящего оборудования, недостоверное декларирование качественных характеристик товаров, декларирование ввозимых готовых товаров под видом запчастей и комплектующих к оборудованию, декларирование нового оборудования под видом оборудования, бывшего в употреблении.

В 2012 г. ФТС России по представлению Генпрокуратуры организовала во всех регионах проверки легальности ввоза в Россию планшетов Apple iPad 3, приводит пример представитель ФТС. Общая стоимость незаконно ввезенных и изъятых планшетов составила 48 млн руб., общая сумма доначисленных и взысканных таможенных платежей – более 4 млн руб., общая стоимость товара, признанного бесхозным, – 1 млн руб., говорит он.

В 2013 г. ФТС России, руководствуясь информацией, полученной от «Эпл рус» (представительство Apple в России), проверила легальность ввоза в Россию iPhone 5c и 5s. По результатам проведенных проверок общая сумма доначисленных и взысканных таможенных платежей составила более 1 млн руб., изъято 53 единицы товара, отметил представитель ведомства.

Границы недозволенного

По словам исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в категорию параллельного или серого импорта попадают вещи, товарные знаки которых зарегистрированы в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. Ввоз таких товаров без разрешения правообладателя запрещен, напоминает он. Решение вопроса с серым импортом напрямую зависит от компании-правообладателя, передал Соколов «Ведомостям». «К сожалению, зачастую компании-производители заинтересованы в продажах и не проявляют активности в проверке каналов поставки товаров в другие страны. Недавний случай с Apple Watch, размещенными на «Яндекс.Маркете» за несколько месяцев до даты официальных продаж в России, – яркий тому пример: товарный знак Apple внесен в таможенный реестр», – отмечает Соколов.

По словам аналитиков, производителей и продавцов оборудования, вариантов ввоза может быть несколько. Например, если производитель не ввозит смартфоны в Россию напрямую и у них нет официальных цен в России, его партнеры-дистрибуторы могут занижать стоимость, рассказывает Муртазин. Правда, таможенник может не поверить накладной и пересчитать стоимость партии по ведомственным правилам расчета, говорит он. Но устроены эти формулы таким образом, что стоимость товара может оказаться ниже реальной, а вслед за ней и НДС, который импортер должен заплатить при его провозе через границу, объясняет Муртазин.

Рубль развернул серый поток

В декабре 2014 г. из-за девальвации рубля сложилась уникальная ситуация – Россия стала экспортером серых аппаратов на европейские и азиатские рынки, утверждает источник, близкий к одной из розничных сетей. Заметнее всего она проявилась с устройствами Apple, которые в конце 2014 г. массово скупали в России туристы из Европы, Америки и Азии, напоминает он.

Одна из схем серого импорта может выглядеть, например, так: владелец магазина заказывает десятки устройств, используя для этого группу физических лиц, рассказывает сотрудник розничной сети. При этом на каждого человека приходится несколько устройств – небольшая партия, которая не вызывает подозрений. Устройства приходят посылкой на имя физического лица, он получает их на почте и передает владельцу магазина – естественно, в отличие от легальных магазинов, в его стоимости при этом нет НДС, сетует он.

Говоря о полулегальном и нелегальном импорте, представитель Samsung также упоминает контрафакт. Продажи, произведенные неизвестно кем, аппаратов под торговыми марками всемирно известных производителей наносят ущерб и им, и покупателям, которые лишаются сервисного обслуживания, говорит он. Распознать подделку не сложно: новый флагманский смартфон не может продаваться в 2–3 раза ниже рыночной стоимости. Низкое качество экрана, неправильный перевод меню и медленная скорость работы устройства также выдают подделку, объясняет представитель Samsung.

Опрошенные «Ведомостями» представители ритейлеров также отмечают, что существует и прямая контрабанда, когда смартфоны ввозятся с использованием коррупционных схем без уплаты каких-либо налогов и сборов или же под видом смартфонов в Россию попадает какой-то другой, более дешевый товар. «Этим грешат в основном совсем мелкие интернет-торговцы», – отмечает Малис.

Страх и риск покупателя

По мнению Соколова, серый товар может быть вреден потребителям тем, что на него может не распространяться гарантия от производителя, отсутствовать инструкция на русском языке, товар может быть технически не приспособлен к российским электросетям. Поставщики страдают из-за того, что приток серого товара мешает им запускать новинки, кроме того, при его наличии нет смысла вкладывать деньги в развитие локального производства, считает он. В конечном счете честные ритейлеры оказываются в неравных конкурентных условиях с серыми импортерами из-за разницы в цене, ведь, как правило, за эти товары не платят пошлины и налоги, отмечает Соколов.

Серая продукция не всегда некачественная или поддельная, однако все риски при ее использовании покупатель берет на себя, отмечает Заикина. Пользователь получает неофициально ввезенное в страну устройство, которое может просто не быть предназначенным для этого рынка. Например, смартфон может не поддерживать определенные частоты LTE и быстрый интернет будет просто недоступен. При поломке товара сервисные центры производителя (если они есть в стране) могут отказать в гарантийном или другом ремонте, предупреждает она.

Кроме того, в случае с серым товаром можно столкнуться с подделкой или просто мошенничеством, продолжает Заикина. «Одним из последних громких случаев стала история с интернет-магазином SAS, который обещал своим клиентам iPhone по существенно более низкой по сравнению с рыночной цене. В результате после сбора предоплаченных заказов представители магазина просто пропали с деньгами клиентов», – напоминает Заикина.

Продавцы против продавцов

Сейчас под серым импортом можно понимать и трансграничные продажи через интернет, считает представитель Lenovo Марат Ракаев.

Это нормальный процесс, и даже выгодный покупателям: зачастую электроника, купленная на таких площадках, обходится дешевле, чем в обычной российской рознице, даже с учетом доставки, отмечает он. Но, с другой стороны, купленный таким образом товар изначально не предназначается для российского рынка: часть функций может не работать, ряд технологий не поддерживается и гарантийный ремонт точно не предусмотрен, объясняет он.

По российским таможенным правилам покупки частных лиц в иностранных интернет-магазинах на сумму до 1000 евро в месяц не облагаются НДС, а в российской рознице налог уже заложен в стоимость смартфонов и другой электроники, напоминает Малис. Даже с учетом доставки выгоднее покупать товары там, что делает российский ритейл заведомо менее конкурентоспособным, утверждает он.

По словам Малиса, летом 2014 г. «Евросеть» рассматривала возможность полного переноса интернет-торговли из России в одну из прибалтийских стран. «Продавать в Россию из Эстонии и отчасти из Китая выгоднее, чем ввозить товар на российские склады и платить НДС», – констатирует он.

У «Связного» сегодня нет планов перевода интернет-бизнеса в другую страну, утверждает Заикина. Перенос бизнеса с годовым оборотом свыше 20 млрд руб. в год – длительный и сложный процесс, к тому же онлайн- и офлайн каналы продаж у ритейлера тесно связаны друг с другом, поэтому переезд может принести больше сложностей, чем выгод, считает она.

«М.видео» тоже не собирается переносить за границу свой интернет-магазин, приносящий этому ритейлеру более 10% выручки, говорит его представитель Антон Пантелеев. Но крупные ритейлеры не в первый раз обсуждают возможность вывода части своего бизнеса за рубеж, утверждает он. Этот перенос может ускориться, если в ближайшее время на регуляторном уровне не будут приняты меры по выравниванию налогообложения для российских и зарубежных интернет-магазинов, считает Пантелеев. Это позволило бы государству увеличить поступления в бюджет за счет НДС на «десятки, если не сотни миллиардов рублей», полагает Малис. По такому пути, к примеру, недавно пошел Израиль, который теперь обязывает своих граждан платить НДС с полной суммы покупки в китайских интернет-магазинах. Действуют такие правила и в ЕС, отмечает он.

Правда, по оценке Mobile Research Group, в 2014 г. в иностранных интернет-магазинах было куплено всего около 1% ввезенных в Россию телефонов. В 75 млн отправлений в Россию из-за рубежа в 2014 г. доля электроники была ничтожна – именно из-за проблем с ее локализацией, гарантиями и возвратом, отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его словам, средняя стоимость посылки из китайского интернет-магазина – $20. Ущерб российским торговцам наносят скорее не они, а нелегальные и полулегальные схемы импорта, уверен он. А на примеры Израиля и ЕС Иванов в ответ приводит Бразилию, где лимита на стоимость товаров, получаемых из-за границы, нет вообще. Что касается НДС, то все больше и больше налогов в российский бюджет платят логистические компании, доставляющие товары из интернет-магазинов, утверждает он. Трансграничная интернет-торговля, которая превращает даже небольшого производителя в международного, – состоявшийся бизнес и офлайновым продавцам придется смириться с его существованием, уверен Иванов.

Представители зарубежных интернет-магазинов, опрошенные «Ведомостями», отказались от комментариев либо с ними не удалось связаться.