Alibaba разместит персональные данные россиян в московском дата-центре Linxdatacenter
Аренда может стоить ей от $3 млн до $5 млн в годКитайский онлайн-ритейлер Alibaba локализует персональные данные российских клиентов в московском дата-центре компании Linxdatacenter. Об этом «Ведомостям» рассказали источник, близкий к обеим сторонам сделки, два источника в руководстве российских компаний, предоставляющих услуги дата-центров, и источник, знакомый с менеджерами одной из сторон сделки. Представитель Linx и директор представительства Alibaba Group в России Марк Завадский отказались от комментариев.
Хранить и обрабатывать персональные данные россиян в России требуют поправки в закон «О персональных данных», вступившие в силу с 1 сентября 2015 г. Под персональными имеются в виду все данные о российских гражданах, которые используются при регистрации на сайтах, совершении покупок в сети, пересылке почтовых сообщений и т. п. В середине мая 2015 г. интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев говорил о необходимости перенести вступление закона в силу как минимум на год из-за отсутствия разъясняющих подзаконных актов. Это предложение бизнес-омбудсмен Борис Титов передал президенту России Владимиру Путину 26 мая на форуме «Деловой России». А на Петербургском экономическом форуме европейские бизнесмены попросили Путина отложить на год, т. е. до 1 сентября 2016 г., введение наказаний за нарушение этого закона.
13 апреля 2015 г. Завадский встречался с Роскомнадзором и обсуждал с замруководителя ведомства Антониной Приезжевой локализацию персональных данных. В сообщении на сайте Роскомнадзора говорится, что представители AliExpress (представленного регулятором как бизнес-подразделение Alibaba Group) «заявили о понимании правового поля Российской Федерации и желании следовать требованиям законодательства, применимым к компании».
Доходные поправки
Благодаря поправкам в закон о персональных данных бизнес российских коммерческих дата-центров в этом году вырастет, несмотря на кризис. На конец 2013 г., по данным IDC, все коммерческие дата-центры в России насчитывали около 26 500 стоек (ими измеряется пространство для размещения IТ-оборудования). Сейчас стоек уже более 30 000, рассказывал старший аналитик IDC Михаил Попов. По словам Попова, новый закон способствовал росту бизнеса коммерческих дата-центров еще до официального вступления в силу: многие западные компании вынуждены были заранее озаботиться размещением оборудования в России.
Проект по переезду начался в конце мая, говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с менеджерами одной из сторон сделки. По его словам, часть оборудования переехала в начале августа и сейчас работы продолжаются. Объем заказа достаточно велик – собеседник «Ведомостей», знакомый с Linx и Alibaba, знает, что Alibaba занимает сейчас 20 стоек, но планирует арендовать 200. Alibaba арендует сейчас около 25–30 стоек, говорит человек, знакомый с менеджерами одной из сторон сделки.
О намерении Alibaba разместить в России около 200 серверных стоек известно от нескольких руководителей российских дата-центров. Ритейлер проводил соответствующий конкурс, в котором участвовали их компании. Его итоги собеседникам «Ведомостей» неизвестны. В зависимости от опций контракта размещение 200 серверных стоек будет стоить от $3 млн до $4,8 млн, оценивает Мариничев, возглавляющий Radius Group (строит дата-центры). По оценке гендиректора компании «Ди си квадрат» (проектирование дата-центров) Александра Мартынюка, годовая стоимость размещения 200 стоек близка к $3,1 млн.
Источники «Ведомостей» в руководстве российских дата-центров полагают, что решение о переводе персональных данных в дата-центр Linxdatacenter могло приниматься не в России, а на уровне головных компаний. По данным «СПАРК-Интерфакса», головной компанией Linxdatacenter (ООО "Связь ВСД") является нидерландская Linx Telecommunications B.V. Холдинг управляет дата-центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и Таллине и имеет представительства в Германии, Финляндии, Швеции, Латвии, Грузии и на Украине, уточнил "Ведомостям" представитель компании.
Два руководителя компаний, предоставляющих услуги дата-центров, уточнили, что в проекте задействована китайская компания Huawei – по их словам, она должна была поставлять оборудование. Представителю российского офиса Huawei Татьяне Фомичевой, по ее словам, об этом проекте неизвестно.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"