Десять лет электронного Татарстана
Республика занимает 6-е место среди регионов по уровню бюджетных расходов на информатизациюПо итогам 2014 г., по данным CNews Analytics, Татарстан занял 6-е место среди регионов России по уровню бюджетных расходов на информатизацию, уступив Москве, Петербургу, Московской и Новосибирской областям и Хабаровскому краю. Республика, по оценке аналитиков, потратила из бюджета 1,27 млрд руб.
На федеральном портале за прошлый год было оказано 16,8 млн услуг – на 30% больше, чем годом ранее (самые востребованные – оформление загранпаспорта, проверки штрафов ГИБДД, информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования и налоговой задолженности). Рост использования портала для получения в электронном виде услуг региональной власти составил 112%, но намного значительнее оказался рост оказания муниципальных услуг – 643%. Почти вдвое выросло за год и число зарегистрированных пользователей – с 7 млн до 13 млн человек.
Статистика регионального сайта госуслуг Татарстана впечатляет еще больше: 32,7 млн оказанных электронных услуг в 2014 г. (на 27% больше, чем в 2013 г.). На портале на конец 2014 г. было 1,38 млн личных кабинетов, на 60% больше, чем годом ранее.
Как это начиналось
Активные работы по созданию электронного правительства начались в республике в 2003–2005 гг., вспоминает Фарит Фазылзянов, руководивший мининформсвязи Татарстана с 2005 по 2010 г. Для этого в 2005 г. министерство связи было преобразовано в министерство информатизации и связи – к его функциям была добавлена разработка и реализация госполитики в области информатизации. Тогда же была принята программа развития в республике информационных технологий «Электронный Татарстан 2005–2010 гг.», и по ней были выделены первые бюджетные средства (150 млн руб. в 2005 г.) на работу над приоритетными проектами в области информатизации.
В 2008–2010 гг., когда разрабатывалась федеральная концепция электронного правительства, программа «Электронный Татарстан» была, по сути, единственной такой региональной программой и Минкомсвязи частично воспользовалось опытом ее реализации, рассказывает Илья Массух, в то время курировавший в Минкомсвязи России развитие электронного правительства, будучи в ранге замминистра. Одной из концепций этой программы был, в частности, перевод в электронный вид наиболее востребованных массовых услуг, простых в реализации, таких как электронные очереди в поликлинику или проверка штрафов от ГИБДД. И это было успешно сделано. А одной из неудач программы стала установка инфоматов – они оказались не востребованы, замечает Массух.
Изначально руководством республики была поставлена задача быть первыми по уровню развития электронного правительства, говорит Фазылзянов. В том, что этой цели удалось добиться, он видит несколько факторов: существование четкой стратегии с планом, проектное управление с квалифицированными кадрами и компаниями, эффективное финансирование, а также личное участие обоих президентов республики (сначала Минтимера Шаймиева, а с 2010 г. – Рустама Минниханова) в практической реализации стратегии.
Была разработана пятилетняя программа, план мероприятий, бюджет, вспоминает Фазылзянов. По его словам, базовая основа электронного правительства, созданная в 2005–2007 гг., обошлась ориентировочно в 100 млн руб. Ее ключевыми подсистемами стали «Электронное правительство РТ» – для обеспечения эффективной работы правительства и органов федеральной (территориальных), региональной и муниципальной власти, а также подсистема государственных электронных услуг для юридических и физических лиц, говорит Фазылзянов.
Свой портал
«Электронное правительство» – это инфраструктура, состоящая из фронт-офиса – это портал госуслуг республики и его мобильная версия – и бэк-офиса, состоящего из огромного количества систем и баз данных, объясняет представитель мининформсвязи Татарстана.
Для граждан Татарстана портал госуслуг РТ – это «цифровой хаб», в котором собран большой перечень услуг, не только государственных или муниципальных, но и социально значимых, продолжает он. Сейчас в Татарстане в электронный вид переведено 222 услуги и сервиса.
В 2012 г., когда возглавлявший мининформсвязи Татарстана Николай Никифоров стал министром связи России, министерство решило дать больше свободы региональным порталам госуслуг, вспоминает Массух. Но поскольку по закону они не могут предоставлять федеральные услуги, а гражданин не обязан разбираться, какие услуги федеральные, а какие региональные, возникла путаница. В итоге, например, портал госуслуг Татарстана только осенью будет интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), знает он.
Мининформсвязи Татарстана не только выводит на портал новые услуги, но и улучшает эргономику цифровых ресурсов, чтобы портал был максимально удобен и понятен пользователю, говорит представитель министерства. Цель – чтобы услуга оказывалась максимум в 3–5 кликов. Чтобы сделать это, министерство разработало и тестирует новую версию портала госуслуг, говорит он. Поскольку пользователи мигрируют на мобильные устройства, количество смартфонов у населения растет, министерство идет туда, где граждане: развивает в том числе и мобильное приложение портала – «Услуги РТ» для смартфонов на операционных системах iOS и Android, сказал представитель мининформсвязи республики.
Двустороннее движение
Сеть ООН по вопросам государственного управления (UNPAN) раз в два-три года составляет рейтинг стран на основе развитости в них электронного взаимодействия государства и граждан. Он состоит из двух частей – индекс электронного правительства и электронного участия. Если в первой части (E-Government Development Index; EGDI) оценивается (по шкале от 0 до 1) развитость онлайн-госуслуг и инфраструктуры связи, то вторая (E-Participation) зависит от того, насколько граждане страны могут участвовать в обсуждении и принятии решений с помощью онлайн-ресурсов. То есть оценивается не только как государство влияет на жизнь граждан с помощью интернет-технологий, но и как граждане могут влиять на работу государства.
Данные этих индексов свидетельствуют, что в 2012 г. Россия сделала рывок с 59-го на 27-е место в рейтинге EGDI, получив 0,7345 балла по сравнению с 0,5136 в 2010 г. В рейтинге E-Participation рывок оказался еще сильнее – с 86-го на 19-е место (от 0,1286 до 0,6579). Однако в обзоре в 2014 г. Россия осталась на том же месте по EGDI, немного ухудшив показатель – до 0,7296).
То, что Россия перестала подниматься в рейтингах ООН по развитию электронного правительства, связано с некоторой потерей фокуса, считает Массух. Регионы не всегда получают однозначные сигналы из Москвы, что именно от них требуется в рамках информатизации, и потому эффективность их работы снижается, объясняет он.
В рейтинге E-Participation Россия в 2014 г. опустилась на 30-е место, при том что показатель вырос до 0,6863: просто другие страны развивались быстрее.
В России пока электронная демократия развита не так хорошо, как в Эстонии, где граждане могут голосовать на выборах онлайн. Из важных разработок в этой области можно вспомнить «Российскую общественную инициативу» – портал для внесения гражданами своих законодательных предложений, созданный в 2012 г. по предложению президента Владимира Путина. В преддверии выборов Путин предложил в обязательном порядке рассматривать в парламенте инициативы граждан, набравшие более 100 000 голосов в интернете. Правда, ни одна из шести инициатив, прошедших за все время существования портала этот барьер, не была рассмотрена в Думе из-за административного барьера в виде экспертной рабочей группы под руководством министра открытого правительства Михаила Абызова. Еще один проект в этой сфере – портал regulation.gov.ru, на котором обсуждаются законодательные инициативы правительства.
В Татарстане на портале госуслуг действуют сервисы «народный контроль» и «народная экспертиза», говорит представитель мининформсвязи республики. Там можно комментировать и отменять госзакупки, законопроекты. Работает мобильное приложение «Народный инспектор». Кроме того, вместе с Госсоветом республики разрабатывается сервис «найди своего депутата», чтобы граждане знали, к кому им обращаться с вопросами и жалобами, говорит он.