Трения между Google и ЕС не прекращаются

Европейский союз активизирует антимонопольное расследование в отношении Google
Трения между Google и ЕС не прекращаются
Трения между Google и ЕС не прекращаются / М. Стулов / Ведомости

Европейский союз активизирует антимонопольное расследование в отношении Google. Американская компания подозревается в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке при заключении сделок по размещению рекламы, а также в незаконном копировании контента с конкурирующих сайтов.

В распоряжении The Wall Street Journal попали материалы, согласно которым Европейская комиссия в очередной раз разослала участникам IT-рынка анкету с целью получить более подробную информацию о методах ведения бизнеса Google в данном регионе. Представительница Google отказалась комментировать это обстоятельство.

Чиновники ЕС и раньше высказывали озабоченность по поводу методов Google, а в апреле американскую компанию обвинили в недобросовестном продвижении собственных сервисов с помощью искажения результатов поиска. В одной из прежних анкет, предлагавшихся участникам европейского рынка, регуляторы спрашивали об "эксклюзивных обязательствах", с помощью которых американская компания пыталась препятствовать размещению на партнерских сайтах рекламы конкурирующих с Google сервисов. Цель нынешнего анкетирования – узнать, как изменилась политика Google с 2010 г. В частности, респондентов просят предоставить копии их соглашений по рекламе, заключенных с Google за последние четыре года.

Параллельно участникам европейского рынка была разослана еще одна анкета, где речь идет о предполагаемом копировании американской компанией изображений и другого контента, принадлежащего конкурирующим компаниям. В числе прочих жалобу на недобросовестные методы конкуренции Google направила в Еврокомиссию корпорация News, издающая The Wall Street Journal. Google должна до 31 августа официально ответить на предъявленные ей обвинения в дискриминации конкурентов. Ранее комиссия дважды переносила назначенный срок.

Власти ЕС также расследуют методы Google по продвижению мобильной операционной системы Android. Если будет выявлено нарушение антимонопольных законов, компании грозит штраф в миллиарды евро, кроме того, регуляторы могут потребовать от Google изменения в методах ведения бизнеса. В апреле, когда комиссар ЕС по антимонопольной политике Маргрете Вестагер обвинила Google в дискриминации конкурентов, она пообещала тщательно расследовать деятельность компании в Европе, в частности предполагаемые случаи копирования и использования чужого контента, навязывание эксклюзивных условий при заключении рекламных сделок и попытки ограничить рекламодателей в выборе рекламной платформы.

Появление новой анкеты свидетельствует о том, что у комиссии появились дополнительные поводы для озабоченности по поводу жалоб европейских компаний на Google и она собирает свидетельства для официального предъявления обвинений.

"Надо приветствовать стремление комиссии более пристально изучить проблемы копирования и навязывания эксклюзивных условий, – говорит Томас Хеппнер, адвокат из юридической конторы Olswang, представляющей интересы противников Google. – Издатели несут все расходы по созданию контента, а Google наживается, попросту копируя и используя этот контент в собственных сервисах".

В анкетах регуляторы просят респондентов указать в текстах соглашений с Google, какие именно пункты препятствовали этим компаниям в размещении рекламы конкурентов, и сообщить, почему они согласились на такие условия. Один из вопросов анкеты звучит так: "Оговаривала ли Google когда-либо, в письменной или устной форме, в числе условий продолжения партнерских отношений, что вы должны демонстрировать на своих веб-страницах поисковую рекламу только самой Google?" В анкете, посвященной копированию контента, респонденты должны пояснить, в какой мере они контролируют использование своих материалов, размещаемых на сервисе Google Images, если не запрещают в явном виде какое-либо использование этих материалов.

В августе Google объявила о намерении отделить свой поисковый и рекламный бизнес от других подразделений и в дальнейшем передать управление этим бизнесом холдингу Alphabet. Представители Еврокомиссии уточнили, что эта реорганизация не повлияет на ход расследования.

WSJ, 21.08.2015, перевел Александр Силонов