Российский рынок венчурных инвестиций упал почти в 2 раза
Общая сумма сделок – $68,7 млн – худший показатель с 2012 годаОбщая сумма сделок на российском рынке венчурных инвестиций в I квартале 2015 г. сократилась год к году почти в 2 раза – до $68,7 млн, говорится в отчете RMG Partners. По этому показателю квартал стал худшим с 2012 г., когда RMG начала оценивать размеры венчурного рынка России.
Всего за первые три месяца 2015 г. было совершено 89 сделок. Большинство из них (53) произошло при поддержке государства в лице государственных, государственно-частных фондов и корпораций. На фоне затягивающегося кризиса в экономике этот факт говорит о том, что получить инвестиции от ранее активного сегмента инвесторов – частных фондов, вкладывающихся как самостоятельно, так и в форме государственно-частного партнерства, – стало сложнее: большинство из них переключили свое внимание на иностранные стартапы. Один из немногих выходов для проектов из этой ситуации – сообщества («клубы») бизнес-ангелов, в которых сейчас совершаются многие сделки на сверхранней и ранней стадиях.
В I квартале, отмечает RMG, не произошло ни одного выхода из инвестиции. Причиной тому, считает RMG, могла стать девальвация и сильная волатильность курса рубля. Кроме того, накануне – в III и IV кварталах 2014 г. – на рынке царила «распродажа» активов, после которой стоимость нераспроданных активов резко упала. В то же время те инвесторы, которые раньше хотели оставить портфель без изменений (не докапитализировали компании, не искали им соинвесторов, не закрывали проекты), начали вести переговоры о продаже бизнеса, не желая просто фиксировать свою прибыль или убытки. Известно, что на продажу в январе – марте 2015 г. было выставлено несколько известных проектов – LinguaLeo, Life-Pay, Utinet, Sotmarket, Contact, Payonline (договор о продаже последнего был подписан в марте 2015 г.). В основном инвесторы хотели уже не столько заработать, сколько зафиксировать собственные расходы.
Кризисные тенденции не обошли стороной и стратегии фондов – в I квартале 2015 г. не произошло ни одной сделки по привлечению инвестиций в зрелые компании, хотя в 2 раза увеличилось количество инвестиций в проекты на стадии экспансии бизнеса и на стадии стартапа.
Партнер RMG Partners Арсений Даббах считает, что к концу года ситуация вряд ли улучшится. «Мы будем наблюдать единичные выходы из проектов, которые скорее всего планировались сильно заранее», – говорит он. Даббах отмечает, что соотношение государственных и частных денег на рынке сравнялось не за счет увеличения роли государства, а за счет сокращения частных инвестиций. Частные деньги в венчурном бизнесе всегда лучше государственных, отмечает Даббах, так как они менее бюрократизированы: в нормальных условиях многие стартапы отказываются от таких денег. Но и сейчас может сложиться ситуация, в которой они будут в первую очередь обращаться к зарубежным инвесторам.
Частично с экспертами RMG согласен заместитель гендиректора и управляющий директор РВК Роман Косячков. По его мнению, венчурный рынок в начале 2015 г. в целом повторяет динамику прошлого года с поправкой на уменьшение доступности частного капитала. Негативный макроэкономический фон, очевидно, дает о себе знать, говорит Косячков. По его словам, РВК не ожидает по итогам 2015 г. роста российского венчурного рынка. Но благодаря компенсирующему воздействию государственных институтов развития «кратного падения» российского венчурного рынка тоже не будет, уверен он.
Управляющий партнер Almaz Capital Александр Галицкий согласен, что «денег на российском венчурном рынке стало меньше». Но, отмечает он, это не означает, что проектам некуда податься: просто теперь они ориентируются в основном на инвестиции из-за рубежа. Галицкий говорит, что Almaz никогда не делал больше 1–2 сделок в России за год и его активность в последнее время не изменилась.
Директор по инвестициям Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ, создан по инициативе президента России Владимира Путина) Максим Штейгервальд говорит, что ФРИИ не снижал свою активность, несмотря на кризис. В портфеле ФРИИ свыше 170 проектов. Эксперт признает, что ФРИИ инвестирует в компании «с амбициями выхода на международные рынки» – для интернет-компаний это нормальная бизнес-модель, говорит Штейгервальд.