Уральский «Мотив» сделал звонки бесплатным приложением к интернету

Конкуренция в регионе обострилась после выхода Tele2 и «Скартела»
Tele2 собирается начать работать в Москве до конца 2015 г.
Tele2 собирается начать работать в Москве до конца 2015 г. / Е. Егоров / Ведомости

Уральский оператор обещает взимать плату от 300 руб. в месяц только за интернет-трафик – от 4,5 Гб. Для сравнения: МТС в Свердловской области предлагает на сравнимом тарифе Smart+ 5 Гб трафика и 1100 минут разговоров за 600 руб. Екатеринбургский «Вымпелком» предлагает 4 Гб трафика и 400 минут для звонков на номера других операторов региона за 300 руб. в месяц. У «Мегафона» 3 Гб трафика стоят 250 руб. в месяц (плюс 400 минут разговоров), а 6 Гб – 500 руб. в месяц (плюс 900 минут). У «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) 5 Гб трафика и 1200 минут в месяц стоят 450 руб.

Уральский оператор «Мотив» ввел тарифы с безлимитными местными звонками и sms на любых операторов, в которых абоненты будут платить только за пакеты интернета, следует из его сообщения.

«Мотив» – пятый по величине сотовый оператор в России. Он работает в Свердловской и Курганской областях, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. По данным AC&M Consulting, на конец I квартала 2015 г. компания обслуживала 2,42 млн абонентов.

Андрей Дубовсков
президент МТС

«Мобильный оператор должен зарабатывать на мобильном интернете, голосовая связь при этом должна предоставляться абоненту бесплатно. Мы уже давно предоставляем ее бесплатно в рамках нашей сети, но хотелось бы рано или поздно везде делать это бесплатно».

Представитель «Мотива» Алена Ярушина утверждает, что ее компания впервые в России отменила плату за исходящие звонки и sms. С этим согласен аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов. Скоро голосовая связь и sms станут дополнительными услугами по отношению к интернету, прогнозирует он. Доходы от sms стагнируют не первый год, доходы от голосовой связи тоже падают, а выручка от мобильного интернета растет: абонент, разговаривающий 2 часа в сутки, не начнет разговаривать 3 часа даже при самом радикальном снижении тарифов, считает Потресов.

В среднем российские абоненты говорят меньше 400 минут в месяц: у МТС этот показатель (MoU) составляет 367 минут (по данным на I квартал 2015 г.), у «Вымпелкома» – 320 минут (во II квартале 2015 г.), у Tele2 – 377 минут (I квартал), следует из отчетности операторов. «Мегафон» эти данные не раскрывает.

Директор агентства Reference Point Михаил Климарев отмечает, что тарифы с бесплатными голосовой связью и sms «Мотив» запустил после обострения на екатеринбургском рынке связи. В июле 2015 г. на нем под своим брендом начала работать Tele2, к которой перешла ранее работавшая в регионе сотовая сеть «Ростелекома», а в августе – виртуальный оператор «Скартел» (бренд Yota), напоминает он. По одному из тарифов Tele2 1-я минута разговора по Свердловской области стоит 0,75 руб., а все последующие – 0,01 руб., замечает Климарев.

Ярушина отрицает связь появления новых тарифов «Мотива» с агрессивной экспансией Tele2. Интернет-трафик у всех операторов почти сравнялся, а иногда и превышает голосовой, поэтому голос и sms становятся дополнительными услугами, согласна она с Потресовым. При этом Ярушина ссылается на мировой опыт.

Telenor, TeliaSonera, шведская Tele2 и многие другие операторы уже давно на большинстве доступных тарифных планов предлагают бесплатно неограниченное количество минут и sms при условии оплаты определенного ежемесячного объема трафика интернета. Американский оператор Sprint вообще предложил своим абонентам установить приложение Google Voice вместо традиционных голосовых услуг, рассказывает управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Эволюция бизнес-модели в сторону неограниченного бесплатного голосового трафика и sms стала результатом конкуренции между операторами и давления со стороны интернет-сервисов: например, в Испании в 2013 г. уже более половины абонентов не пользовались sms, а выбирали популярные интернет-мессенджеры, отмечает он. Все это приводит к стагнации и даже снижению выручки: ее пик в Европе пришелся на 2008–2009 гг., а затем началось ее неуклонное снижение, говорит Алексеев, ссылаясь на данные Citibank. В 2013 г. в Нидерландах выручка мобильных операторов была на 20% ниже по сравнению с пиковыми значениями, в Бельгии – на 24%, в Италии – на 40%, приводит он примеры. У российских операторов это еще впереди, считает он.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников напоминает, что МТС первой несколько лет назад отказалась от платы за звонки внутри сети на ряде тарифов.

У «Вымпелкома» тоже есть тариф, позволяющий его абонентам бесплатно общаться друг с другом, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Попытка «Мотива» зарабатывать только на интернете выглядит странно: у оператора нет 3G-сети, а есть только 4G, которую поддерживает меньше устройств, чем сотовую связь третьего поколения, рассуждает она.

Представитель «Мегафона» Татьяна Зверева сомневается, что абонентам будет интересно предложение «Мотива». Она считает, что цены на пакетные тарифы «Мегафона» ниже. Статистика показывает, что большинству клиентов хватает включенного в тарифный план объема голосовых минут и sms, а значит, им нет смысла переплачивать за услуги, которыми они все равно не воспользуются.

Tele2 предлагает – в том числе и в Свердловской области – пакетные тарифы с таким количеством включенных минут, sms и гигабайтов, которого хватает абсолютному большинству абонентов, замечает представитель оператора Константин Прокшин.

Широкополосный мобильный интернет у «Мотива» доступен только для абонентов с 4G-смартфонами, замечает источник в одном из операторов, работающих на Урале. Только 3% пользователей «Мотива» имеют такие аппараты, говорит он, ссылаясь на статистику самого «Мотива». То есть обычный абонент получит за 300 руб. в месяц безлимитные звонки и 2G-интернет, что кажется уже менее привлекательным, замечает собеседник «Ведомостей».