Поставляя импортные товары государству, продавцы могут потерять 15% от стоимости контракта
Импортозамещение может привести к росту ценВ середине июля системный интегратор «Айти» обратился в Арбитражный суд Москвы с просьбой изменить цену госконтракта, заключенного с Федеральной налоговой службой (ФНС) 10 днями ранее, следует из материалов суда. Компания выиграла электронный аукцион на поставку и монтаж телефонного оборудования, предложив цену в 77,78 млн руб. Однако ФНС заключила с ней госконтракт на 66,1 млн руб.
ФНС собирала заявки с учетом приказа Минэкономразвития № 155, который предлагает 15% преференции поставщикам некоторых товаров, произведенных в странах Таможенного союза (ТС, в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения), следует из описания заявки ведомства на сайте госзакупок. Пользуясь этим приказом, при проведении конкурса или запроса котировок для сравнения цен участников закупки комиссия «виртуально» снижает цену, заявленную отечественным производителем (включая ТС), на 15%, что дает ему преимущество, говорит замдиректора Национальной ассоциации институтов закупок Мария Семенова. А если этот участник выигрывает, то ему выплачивается полная сумма заявки, объясняет она.
Но если проводится электронный аукцион, тот же приказ снижает на 15% уже реальную цену госконтракта, если больше половины стоимости в предложении победителя приходится на иностранные товары (за исключением ТС), рассказывает Семенова. Если в аукционе участвуют только импортные товары (за исключением ТС), то приказ Минэкономразвития не действует вовсе, говорит руководитель аналитического направления «Техносерва» Юрий Цой. Преференции для участника с товарами, произведенными в ТС, состоят в том, что его не понизят в цене при заключении контракта, резюмирует директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Виктория Самсонова.
В случае с «Айти» российскими были меньше половины (по стоимости) предложенных товаров, поэтому госзаказчик был обязан заключить контракт по цене, сниженной на 15%, пояснила «Ведомостям» пресс-служба ФНС. Гендиректор УК «Айти» Игорь Касимов передал через представителя, что ФНС применила 15%-ную скидку. Формулировку приказа Касимов называет неоднозначной, добавляя, что 15%-ная скидка не должна применяться в их конкурсе. Поскольку сама ФНС не может толковать применение приказа Минэкономразвития, «Айти» пришлось обратиться в суд, говорит Касимов.
Если, выиграв аукцион, победитель не подпишет госконтракт, это чревато попаданием в реестр недобросовестных поставщиков, соглашаются начальник службы управления внешними ресурсами «Техносерва» Виталий Федоров и директор департамента конкурсных технологий «Астероса» Ольга Дятловская. Но точные условия аукциона должны быть полностью прописаны в конкурсной документации и известны заранее, так что участие остается выбором и риском самой компании, говорит Цой.
Опрошенные «Ведомостями» системные интеграторы в такую ситуацию еще не попадали, но прецедент их обеспокоил. Если платить западному вендору на 15% ниже цены, за которую он готов продать, то это приведет к росту цен на иностранные товары, уверен гендиректор «Крока» Борис Бобровников. С ним соглашаются директор по стратегическому маркетингу «Астероса» Константин Кутуков и гендиректор «АМТ-груп» Александр Гольцов. Рост цены на 15% Гольцов называет значимым: на аукционах госзаказчиков цена предложения часто близка к себестоимости. Гендиректор «Открытых технологий» Сергей Половников возражает, что поставщикам придется просто делать два прайс-листа: для государственных и корпоративных торгов, поскольку сейчас не лучшее время увеличивать цены.
IT-товары появились в приказе № 155 только в апреле 2015 г. и пока немногие госзаказчики успели среагировать и включить условия преференций в конкурсную документацию, говорит Федоров.