ФАС возбудила дело против Tele2 за «Сезон охоты»

Служба усмотрела в ее рекламной кампании признаки недобросовестной конкуренции
Целью акции Tele2 называла выявление «нечестных» операторов
Целью акции Tele2 называла выявление «нечестных» операторов / З. Милявская / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении «Управляющей компании Т2 рус» (она же «Т2 РТК холдинг», работает под брендом Tele2) и создала специальную комиссию для его рассмотрения. Об этом говорится в приказе за подписью заместителя руководителя ФАС России, временно исполняющего обязанности руководителя, Андрея Цариковского (копия есть у «Ведомостей»).

Целью акции Tele2 называла выявление «нечестных» операторов. Компания предлагала любому желающему найти «нечестности» в действиях сотового оператора, услугами которого этот человек пользуется, сообщить об этом на специальном сайте и поменять «нечестного» оператора на «честного» – Tele2. Решивший пожаловаться абонент должен был заполнить форму, где, в частности, указывал своего оператора (можно было выбрать МТС, «Вымпелком», «Мегафон», Tele2 и «другого оператора»). Приняв жалобу, сайт Tele2 предлагал абоненту получить промокод, который можно было обменять на бонусы при подключении к Tele2.

Дело возбуждено по признакам нарушения, описанным в первом абзаце ч. 1 ст. 14 закона «О защите конкуренции», говорится в приказе. Эта статья запрещает компаниям распространять ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки другим компаниям либо нанести ущерб их деловой репутации. Наказание за нарушение – штраф от 100 000 до 500 000 руб. Расследование ФАС касается акции «Сезон охоты», которую Tele2 запускала в конце прошлого – начале этого года, объяснили в пресс-службе ведомства.

«Оранжевый» без последствий

Конкуренты Tele2 жаловались в ФАС на рекламу тарифного плана «Оранжевый», утверждая, что она является «ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной». В частности, истцам не понравился слоган: «Звездочки – трюк афериста. А с этим тарифом все чисто». Представители «Вымпелкома», например, посчитали, что Tele2 противопоставляет свои услуги услугам операторов, которые для сообщения дополнительной информации используют сноски.

Представитель «Т2 РТК холдинга» Константин Прокшин говорит, что «Т2 РТК холдинг» пока не получал определения о возбуждении дела. Он утверждает, что акция «Сезон охоты» изначально была рассчитана на три месяца и закончилась еще 28 февраля 2015 г.

«Большая тройка» пожаловалась на эту акцию в региональные управления ФАС еще в январе. В жалобах «Вымпелкома», например, говорилось, что, предлагая награду за найденную «нечестность», Tele2 изначально ставит себя в преимущественное положение по сравнению с другими операторами. «Вымпелком» полагал, что из сообщений на сайте Tele2 следует, что эта компания в отличие от других оказывает честные услуги, а другие операторы нарушают закон.

Прокшин обращает внимание на то, что о «нечестностях» могли также рассказать и абоненты самой Tele2.

Но ФАС все-таки посчитала аргументы «большой тройки» достаточным основанием для возбуждения дела, пояснили в пресс-службе ведомства. Там также сообщили, что скорее всего первое заседание комиссии по делу состоится в конце сентября.

Ситуация, при которой оператор запускает сервис по сбору жалоб на конкурентов, абсурдна и вызывает вопросы с точки зрения не только законодательства, но и бизнес-этики, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Tele2 нарушила «этические нормы ведения бизнеса», соглашается представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По мнению «Мегафона», Tele2 выбрала некорректный и недобросовестный способ продвижения собственных услуг и тем самым нарушила антимонопольное законодательство. «Вопрос не в наказании, а в пресечении акта недобросовестной конкуренции со стороны Tele2», – замечает пресс-секретарь «Мегафона» Анна Митина. Она добавляет, что, прежде чем обратиться в ФАС, «Мегафон» попросил Tele2 прекратить акцию, но та отказалась.

С самого начала работы Tele2 в России честность являлась главной отличительной особенностью оператора, уверяет Прокшин. Оператор считает, что услуги должны предоставляться без звездочек (сноски в договоре), которые существенно меняют стоимость услуг, скрытых условий и попыток ввести абонентов в заблуждение. Среди «нечестностей», которые отметили абоненты, лидируют четыре, рассказывает Прокшин: «медвежья услуга» (подключение ненужных абоненту услуг без его уведомления), «призрачная оплата» (взимание платы за услуги, которые ранее были бесплатными), «роковая ошибка» (случайная опечатка в команде, ставшая причиной подключения ненужных услуг), «горелый бонус» (бонус, который сгорел раньше, чем вы успели им воспользоваться, так как вам не сообщили срок его действия). Прокшин добавляет, что «большая тройка» уже жаловалась на действия Tele2 (см. врез), но ФАС ее жалобы не удовлетворила.