Lenovo удалось продать в России почти столько же планшетов, сколько Samsung

Продавцы расходятся во мнениях относительно их долей
Представители «Евросети» и «Связного» говорят, что росту доли Lenovo способствовала активная рекламная и маркетинговая кампания
Представители «Евросети» и «Связного» говорят, что росту доли Lenovo способствовала активная рекламная и маркетинговая кампания / Lenovo Group Limited

Во II квартале 2015 г. сначала «Евросеть», а затем и «Связной» приостановили закупки смартфонов и планшетов у Samsung. Приостановили закупки и акционеры «Евросети» «Вымпелком» и «Мегафон». Представители «Вымпелкома» и ритейлеров объясняли это высоким уровнем брака в поставках Samsung. Близкий к производителю источник ранее объяснял этот бойкот недостаточной доходностью продажи его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке: с апреля 2015 г. МТС продает портативную электронику, в том числе и Samsung, по сниженным ценам, чтобы повысить посещаемость своих офисов.

В январе – июне 2015 г. в России было продано почти 320 000 планшетов Lenovo, что позволило ей занять 11,5% рынка этих устройств и вплотную приблизиться к Samsung, занимающему 12% рынка планшетов. О том, что доли Samsung и Lenovo на рынке планшетов практически сравнялись, говорит и исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. С оценками розничных сетей согласна аналитик IDC Наталья Виноградова.

В первом полугодии 2014 г. доля Lenovo была 5%, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Доля же Samsung в продажах в первом полугодии 2015 г. снизилась год к году на 4 п. п., отмечает она. По ее словам, Lenovo впервые вошла в первую тройку продавцов планшетов в России.

По данным IDC, Lenovo была в тройке лидеров по поставкам планшетов в 2014 г. во II, III и IV кварталах, а вот в I квартале не вошла даже в пятерку (ее составили Samsung, Explay, Asus, Digma и Prestigio). Правда, IDC считает поставки, а не продажи устройств. Поставки в Россию Lenovo существенно увеличились во втором полугодии 2014 г. и сейчас активно продается то, что было завезено ранее, объясняет Виноградова.

Во II квартале 2015 г. доля Samsung в штуках на рынке выросла на 2,8 п. п., а у Lenovo в два раза медленнее, всего – на 1,3 п. п., передал «Ведомостям» гендиректор розничной сети МТС Арвидас Алутис. В сегменте B-брендов лидером рынка планшетов по итогам первого полугодия 2015 г. является Oysters с долей 14%, доля которого год к году выросла в 5 раз, утверждает он. У Lenovo рост в 2 раза медленнее, худший среди B-брендов, добавляет Алутис.

Формально по продажам планшетов в России в январе – июне 2015 г. первое место занял Oysters, соглашается Заикина, однако этот показатель не отражает реальной ситуации на рынке: половина из 380 000 реализованных им устройств была подарена покупателям в рамках промоакций в розничных сетях, утверждает она.

Представители «Евросети» и «Связного» говорят, что росту доли Lenovo способствовала активная рекламная и маркетинговая кампания, которую последние полгода ведет производитель. Представитель Lenovo Марат Ракаев согласен с этим. Улучшить позиции Lenovo помог широкий модельный ряд, считает он.

Samsung продолжает занимать лидирующие позиции на рынке как в деньгах, так и в штуках – это говорит о том, что он предлагает покупателям наиболее качественный, премиальный продукт, подчеркивает представитель Samsung Яна Рожкова. Для Samsung важнее лидировать в деньгах – его доля рынка в денежном выражении на 10% больше, чем у Lenovo, утверждает источник, близкий к компании.

Технически равные устройства стоят у Lenovo дешевле, чем у Samsung, считает Луканин из «Евросети». Дешевые операторские планшеты снизили интерес покупателей к дорогим планшетам, а Lenovo как раз заняла комфортную с точки зрения цены нишу: не слишком дорогие, но вполне функциональные устройства, говорит он. Планшеты Lenovo не представлены в нижнем сегменте до 5000 руб., но это не мешает компании наращивать продажи, считает Заикина из «Связного».

Доли крупных международных брендов (A-брендов – к ним относится и Samsung) сокращаются под давлением локальных брендов (B-брендов), говорит Алутис из МТС. Растут продажи B-брендов, таких как Oysters, Irbis, Lenovo, – их основным конкурентным преимуществом является низкая цена, а не качество, как, например, у Samsung, отмечает Алутис.