«Почта России» может поделиться брендом с партнерами

Новый закон о почтовой связи дает ей возможность заключать франчайзинговые договоры
«Почта России» ищет партнеров, готовых работать под ее брендом в сельских районах/ Дмитрий Феоктистов/ PhotoXPress

«Почта России» может избавиться от убыточных сельских отделений, заключая договоры франшизы. Это следует из проекта закона «О почтовой связи», подготовленного ко второму чтению и направленного заместителем министра связи Михаилом Евраевым в профильный комитет Госдумы и экспертный совет при правительстве (копии законопроекта и писем Евраева есть у «Ведомостей»).

Законопроект дает возможность одному почтовому оператору договориться с другим о том, чтобы тот оказывал услуги от его имени – по сути, по франшизе. Отделения, работающие по схеме франшизы, будут учитываться контрольным органом, следящим за соблюдением контрольных сроков доставки корреспонденции, наравне с обычными, следует из законопроекта.

О желании использовать модель франшизы гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов рассказывал «Ведомостям» еще весной. Из 42 000 отделений почты 30 000 находятся в сельской местности, из них половина – планово-убыточные, объяснял он. А у некоторых сельских отделений более 90% выручки приходится на торговлю товарами народного потребления и продуктами питания – «фактически это уже сельпо», говорил Страшнов и предлагал сделать наоборот: чтобы сельский магазин мог по франшизе предоставлять необходимый минимум почтовых услуг. Сейчас, будучи ФГУПом, почта не может продавать франшизу, но сможет после акционирования, добавлял Страшнов.

«Почта России» многие годы была де-факто убыточной, а прибыль показывала только за счет госсубсидий на доставку газет и журналов по подписке. Например, в 2011 г. субсидии составили 3,04 млрд руб., в 2012 г. – 3,2 млрд руб., а в 2013 г. – 2,5 млрд руб. За вычетом этих сумм предприятие было бы убыточным.

Сейчас убыточно около 17 000 почтовых отделений, к 2018 г. Минкомсвязи и «Почта России» планируют сократить это число примерно до 11 000, в том числе используя схему франчайзинга, сказал «Ведомостям» Евраев. Партнеру, желающему использовать бренд «Почты России», будет необходимо получить лицензию почтового оператора, но это не станет препятствием, надеется он: в законопроекте прописана возможность получения лицензии по упрощенной процедуре. Даже документы на получение лицензии в Роскомнадзор может сдавать «головной оператор», говорит Евраев. Этот же оператор будет нести солидарную ответственность за работу своего франчайзи.

Филиальная сеть «Почты России» – самая большая в России. Это преимущество почта намерена использовать для создания Почтового банка. Правительство прорабатывает вариант его создания на основе «Лето банка» – «дочки» ВТБ, который, как предполагается, и будет контролировать Почтовый банк. Вчера российский премьер Дмитрий Медведев вспомнил об этих планах, пригрозив руководству Сбербанка: если тот продолжит закрывать отделения в сельской местности, то «появится другой банк с продвинутой филиальной сетью» (цитата по «Интерфаксу»).

Сбербанк, переформатируя свою сеть, укрупняет отделения, что приводит к закрытию офисов малой площади, в которых невозможно качественно обслуживать клиентов, говорит его представитель. Но присутствие в малых городах Сбербанк не сокращает – сотрудники закрытых офисов переводятся в укрупненные подразделения.

Около 22 000 отделений «Почты России» расположено в населенных пунктах, где проживает менее 1000 человек, говорит заместитель гендиректора «Почты России» Инесса Галактионова. Все коммерческие организации из таких населенных пунктов ушли, указывает она. В таких-то местах «Почте России» и пригодились бы франчайзинговые партнеры – магазины, автозаправки, другие объекты розничной торговли, говорит представитель оператора. Частью почтовых отделений, по его мнению, могли бы заинтересоваться крупные ритейлеры.

Галактионова приводит в пример немецкую почту: сейчас практически все ее отделения отданы в управление франчайзи, в результате количество точек, где предоставляются почтовые услуги, выросло в разы. Доступность почтовых услуг увеличилась, а затраты почты существенно сократились. Хотя в России ситуация сложнее, признает она: не везде можно найти партнеров, способных исполнить жесткие требования «Почты России» к качеству услуг.

Из 4251 салона МТС почти треть (1318) – франчайзинговые. Такие салоны работают как раз в тех регионах, где нерентабельно открывать свои точки, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Одно время МТС сокращала число партнеров, но затем нашла новых и сейчас вполне довольна своей франчайзинговой сетью, добавляет он.

Если задача – сохранить все отделения, которые есть у «Почты России» сейчас, то смысла запускать франчайзинговую схему нет; идея сработает, только если почте разрешат закрыть половину отделений, категоричен Виктор Луканин, исполнительный вице-президент «Евросети» (более 5000 салонов). Из услуг, относящихся к почтовым, «Евросеть» разве что не выдает посылки и письма, а соседство логотипов «Евросети» и «Почты России» может сослужить ритейлеру плохую службу, считает он.

Представитель «Магнита» (более 10 000 магазинов) отказался от комментариев.