Гендиректор «Мегафона» Иван Таврин призвал отрегулировать мессенджеры

Они работают в серой зоне, где их могут использовать террористы
Без регулирования мессенджерами могут воспользоваться террористы, опасается гендиректор «Мегафона» Иван Таврин
Без регулирования мессенджерами могут воспользоваться террористы, опасается гендиректор «Мегафона» Иван Таврин / Д. Абрамов / Ведомости

Мобильные мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber или Skype, работают в серой зоне, вне принятого в телекомотрасли регулирования, – их могут использовать террористы и организаторы спам-рассылок, заявил вчера гендиректор «Мегафона» Иван Таврин в интервью телеканалу «Россия 24» (его цитирует «Интерфакс»). Представитель «Мегафона» подтвердил его слова. Таврин считает несправедливым то, что sms-сервисы операторов и интернет-мессенджеры находятся в разных условиях. Российские операторы инвестировали в IT-решения, позволяющие бороться со спамом, и он «весь ушел в Viber, WhatsApp и всевозможные мессенджеры», приводит он пример. Поэтому рынок мессенджеров, по его мнению, необходимо регулировать: отрасль ждут изменения в мире и в России, считает Таврин.

Операторы готовы к партнерству с так называемыми OTT-сервисами, однако те смотрят на операторов «лишь как на средство доставки», сетует Таврин. «Когда они будут смотреть на нас как на тех, кто, для того чтобы они работали, вкладывает десятки миллиардов долларов, юаней, евро, рублей (зависит от страны), – тогда этот разговор будет более конструктивным. Мы сегодня пока этих бесед не ведем, к сожалению», – заключил он.

В ожидании невидимой руки

В том, что регулировать мессенджеры не нужно, ФАС убедили контент-провайдеры и сами операторы (в том числе и «Мегафон»), говоря о необходимости саморегулирования рынка, замечает замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Елена Заева.

Другие операторы «большой тройки» разделяют позицию Таврина. Популярность OTT-сервисов в России постоянно растет, при этом операторам приходится увеличивать пропускную способность своих сетей, нести расходы на их техобслуживание, развивать новые технологии (3G, LTE), инвестируя в это значительные средства, рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Тогда как перед OTT-игроками таких задач не стоит, сетует он: они просто используют сети компаний связи для предоставления своих услуг. МТС видит два выхода: разделение доходов с ОТТ-операторами или создание специальных тарифов, которые бы учитывали профиль потребления пользователя, включая, например, и трафик ОТТ-игроков. У МТС уже есть опыт партнерства по разделению доходов с Google, говорит Солодовников.

Важно определить статус игрока OTT-рынка, чтобы было единое понимание, кто точно попадает под эту классификацию, замечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, важно не лишать пользователей мессенджеров, а, напротив, сделать их использование более удобным. Пользователи мессенджеров – это пользователи смартфонов и пакетных тарифных планов, т. е. показатель среднего счета на одного абонента у оператора от этих сервисов не страдает, лояльность же клиентов при здоровом партнерстве оператора и OTT будет выше.

Партнерства и совместные проекты с OTT-сервисами будут более выгодны операторам и абонентам, чем запретительные меры или чрезмерное регулирование, считает представитель «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) Константин Прокшин.

Быстрый рост проникновения смартфонов в абонентской базе приводит к тому, что традиционные sms и mms теряют популярность в пользу ОТТ-мессенджеров, таких как Skype, WhatsApp, Viber или iMessage, свидетельствуют данные аналитиков. В I квартале 2015 г., по данным AC&M Consulting, выручка российских операторов от sms упала на 3,6% год к году до 13,2 млрд руб. Потери российских мобильных операторов от OTT-сервисов в 2014 г., по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting (JPС), составили 15–20 млрд руб., или около 2% их доходов. А всего в мире, по данным Juniper Research, операторы связи из-за OTT-сервисов недополучили $14 млрд выручки. В России, по данным JPC, с большим отрывом по популярности лидирует Skype, за которым следуют проекты Mail.ru Group («Mail.ru агент», «Одноклассники», ICQ и VK), глобальный лидер WhatsApp, а также QIP, Facebook и Viber. Аналитики отмечают проблему монетизации этих сервисов – годовой ARPU наиболее прибыльных проектов (WeChat, LINE, KakaoTalk) находится в пределах $3–7.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в прошлом году предлагала наделить операторов правом давать разный приоритет разным видам трафика, а также дифференцировать тарифы, однако после обсуждения с отраслью отказалась от этой идеи (см. врез). В аппарате профильного комитета Госдумы «Ведомостям» сообщили, что пока никаких инициатив в отношении OTT-сервисов комитет не рассматривал. Вопрос регулирования этого рынка очень тяжелый, объясняет один из сотрудников комитета: важно найти такое решение, чтобы регулирование не сказывалось на абонентах.

С представителями WhatsApp вчера связаться не удалось. Представитель Skype отказался от комментариев.