Интернет-аукцион «Молоток.ру» закрывается
Такое решение принял его крупнейший акционер – южноафриканская NaspersКонтролирующий акционер проекта «Молоток.ру», Allegro Group (принадлежит южноафриканскому холдингу Naspers), принял решение о его закрытии, рассказали два источника, близких к другому акционеру компании – Mail.ru Group. По словам одного из них, об этом может быть объявлено уже сегодня. О закрытии проекта слышал источник, близкий к компании – конкуренту «Молоток.ру».
«Молотку» давно не хватает собственных средств на развитие, поэтому контролирующий акционер периодически предоставлял компании кредиты, уточнил близкий к Mail.ru Group источник. Кроме того, у Naspers есть гораздо более удачная инвестиция в российскую интернет-коммерцию – сервис Avito.ru. Сейчас в «Молотке» работает 35–40 человек, но после закрытия их, скорее всего, уволят, добавляет он.
Решение о закрытии проекта приняла не Mail.ru Group, а Naspers, знает близкий к Mail.ru Group источник. У Mail.ru Group миноритарный пакет в этом проекте. Точные доли партнеров представители российского холдинга раскрыть отказались. При этом Naspers также является одним из крупных акционеров Mail.ru Group – ему принадлежит 28,9% капитала и 12,5% голосов.
«Молоток.ру» запустился в 1999 г. как интернет-аукцион и долгое время являлся единственным и крупнейшим игроком на этом рынке в России. В 2000 г. его владельцем стала компания NetBridge, возглавляемая тогда Юрием Мильнером. В 2001 г. NetBridge слилась с Port.ru (владела сервисом Mail.ru) и переименовалась в Mail.ru. В 2007 г. британская компания QXL Ricardo приобрела у Mail.ru Group 30% «Молоток.ру». Тогда эксперты оценивали компанию в $5–10 млн при условии наличия рекламной поддержки со стороны Mail.ru. В 2007 г. QXL Ricardo переименовалась в Tradus, а в 2008 г. ее купила Naspers. Сейчас Naspers – контролирующий акционер «Молоток.ру».
В 2012 г. оборот «Молоток.ру», по его данным, составил 3 млрд руб. Другие финансовые показатели компания не раскрывала.
Сейчас дела у компании идут гораздо хуже: «Молоток.ру», объясняет близкий к Mail.ru Group источник, его выручка в 2014 г. составила около $3 млн (119,9 млн руб. исходя из среднего курса ЦБ), операционная прибыль – около $300 000 (11,9 млн руб.), но всю эту прибыль съели выплаты по займам Naspers. По данным сайта «Молоток.ру», ежедневно его посещает более 250 000 человек.
Сервис Avito появился в России в 2007 г., в 2010 г. он получил $26 млн инвестиций от шведского концерна Investment AB Kinnevik (ему принадлежит 31%) и фонда Northzone Ventures. В 2012 г. – еще $75 млн от Accel Partners и Baring Vostok Private Equity Fund IV. Naspers владеет 18,7% акций Avito с марта 2013 г. По данным Kinnevik, в 2014 г. рублевая выручка Avito выросла на 79% год к году до 4,3 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила 51%. В мае 2015 г. сайт Avito.ru, по данным TNS, посетило 26,5 млн человек, или 25% населения России, в возрасте от 12 до 64 лет.
Представитель Naspers вчера не ответил на запрос «Ведомостей».