МТС реанимирует проект «Телефон.ру» как аналог «Евросети» и «Связного»

В этой сети будут продаваться контракты самой МТС и Tele2
Прежние розничные партнеры перекинулись к конкурентам, и теперь МТС приходится рассчитывать только на себя
Прежние розничные партнеры перекинулись к конкурентам, и теперь МТС приходится рассчитывать только на себя / Д. АБРАМОВ / Ведомости

Аналитики «Ренессанс капитала» указывали, что из-за ситуации со «Связным» МТС скорее всего придется открыть больше собственных магазинов, а также увеличить комиссию для региональных дилеров и продавать дотированные смартфоны, а это может негативно сказаться на маржинальности оператора. А переход «Связного» и «Евросети» под контроль конкурентов (прямой или косвенный) может оказаться для МТС опасным не только и не столько из-за продаж sim-карт, считает аналитик «ФК Открытие» Александр Венгранович: это крупнейшие сети, они могут контролировать вендоров, например предлагая им эксклюзивные контракты на продажу флагманских моделей смартфонов. Смартфоны генерируют огромный интернет-трафик, и если самые популярные модели будут продаваться с sim-картами конкурентов МТС, то в перспективе это может очень негативно сказаться на бизнесе оператора, заключает аналитик.

Розничный проект «Телефон.ру» решила возродить МТС, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с несколькими менеджерами оператора. По их словам, речь идет о возвращении бренда (см. врез) и строительстве новой розничной сети с нуля; это ответ «Вымпелкому» и «Мегафону», которые фактически контролируют продажи контрактов в двух крупнейших розницах – «Евросети» и «Связном». «Телефон.ру» должен стать аналогом «Связного» и «Евросети», утверждают собеседники «Ведомостей», – ориентироваться на продажу трубок и контрактов, а не на обслуживание абонентов.

МТС планирует продавать в салонах «Телефон.ру» не только свои контракты, но и контракты «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) – партнеру обещана хорошая доля в продажах, знают собеседники «Ведомостей». Человек, близкий к «Т2 РТК», подтверждает: компания получила предложение, переговоры – в продвинутой стадии, но контракт еще не подписан. По его словам, «Т2 РТК» интересует в первую очередь Москва – с «Телефон.ру» обсуждается именно московский контракт. Он знает также, что в Москве у «Телефон.ру» на первых порах будет около 200 салонов.

Один из знакомых менеджеров МТС рассказывает, что в федеральной сети «Телефон.ру» будут тысячи салонов, МТС будет соперничать со «Связным» и «Евросетью».

Представитель МТС Дмитрий Солодовников создание розницы на базе «Телефон.ру» не комментирует. Человек, близкий к МТС, говорит, что окончательное решение начать проект еще не принято.

Сеть за $60 млн

У ритейлера «Телефон.ру» (50% – у «Русских фондов», 50% – у физлиц) было 512 салонов. В 2009 г. его купила МТС за $60 млн, в цену вошли и складские запасы на $22,4 млн. Бренд «Телефон.ру» сохранился, но известен в основном в регионах.

В 2009 г. МТС пригласила 13 топ-менеджеров «Связного» во главе с Сергеем Румянцевым – создавать розничный проект. За три года сеть салонов МТС разрослась с нескольких сотен до 3500 точек (сейчас – более 4200). В 2013 г. МТС заключила контракт со «Связным», но затем основным акционером «Связного» стал бизнесмен Олег Малис, человек, организовавший продажу «Евросети» «Вымпелкому» и «Мегафону», брат президента «Евросети» Александра Малиса, и на прошлой неделе «Связной» сообщил о разрыве отношений с МТС. Из недавнего отчета Merrill Lynch следует, что на «Связной» приходилось 15% продаж sim-карт МТС. Представитель МТС эту цифру не комментировал.

«Мегафон» приветствует конкуренцию в рознице и с интересом будет следить за появлением новой сети – тем более что домен Telephone.ru принадлежит именно ему, комментирует представитель оператора Алия Бекетова.

«Телефон.ру» закрылся из-за того, что его бизнес был убыточным, знает партнер одного из конкурентов МТС. Он считает, что вся собственная розница операторов нерентабельна, и сомневается в успешности розничного проекта под старым брендом.

В России около 25 000 розничных точек, где продаются контракты и гаджеты, в Москве их несколько тысяч и появление в городе еще 200 салонов с неизвестным потребителю брендом драматического влияния на конкуренцию не окажет, убеждена представитель «Связного» Мария Заикина. На запуск новой сети уйдет много времени и денег, предупреждает она: открытие обойдется минимум в 300 млн руб., а нужны еще маркетинговые вложения в узнаваемость бренда и привлечение трафика – достаточно дорогое упражнение, которое даст результаты в лучшем случае через несколько лет.

Представители «Т2 РТК холдинга», «Вымпелкома» и «Евросети» отказались от комментариев.