Российские планшеты Oysters впервые стали лидерами продаж в России

Правда, более половины этих устройств достались покупателям даром
Планшеты российского бренда Oysters впервые лидируют в России, заняв 17–20% рынка
Планшеты российского бренда Oysters впервые лидируют в России, заняв 17–20% рынка / Е. Разумный / Ведомости

В I квартале 2015 г. российский локальный бренд (B-бренд) Oysters занял первое место на российском рынке планшетов – компания заняла 17,1% рынка в натуральном выражении, потеснив на второе место Samsung (у него 12,1%), следует из материалов МТС. В январе – марте 2015 г. 17% рынка планшетов в России в штуках было у Oysters, у Samsung – 12%, подтверждает сотрудник одной из розничных сетей. По данным «Связного», в I квартале 2015 г. Oysters занял около 20% рынка планшетов в штуках и примерно 7% в деньгах: годом ранее этот показатель составлял 2% как в натуральном, так и в денежном выражении, говорит представитель «Связного» Мария Заикина.

Это первый случай, когда российский бренд становится лидером на рынке, а также первый за несколько лет прецедент, когда Samsung уступает в сегменте планшетов первое место по количеству проданных устройств (лидерство по выручке он сохранил), говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, в рознице МТС доля планшетов Oysters в продажах в I квартале 2015 г. составила 43,8%. Больше 70% планшетов, проданных МТС в I квартале 2015 г. в комплекте с контрактом от оператора, стоили меньше 3000 руб.: это были устройства Oysters, Irbis и Supra, отмечает Солодовников.

По оценке руководителя маркетингового департамента Oysters Михаила Туркова, в I квартале 2015 г. было продано около 300 000 планшетов Oysters. В результате они заняли 18% рынка против 8–9% в IV квартале 2014 г. По его словам, помогла диверсифицированная сеть продаж устройств, рост интереса к бюджетным планшетам, вызванный кризисом (большинство планшетов Oysters продаются в ценовом сегменте 4000–5000 руб.), а также маркетинговые акции ритейлеров-партнеров. На продажи Oysters и его долю на рынке сильно повлияли промоакции, когда в некоторых розничных сетях планшеты просто выдавали при покупке на определенную сумму, говорит Заикина.

В феврале 2015 г. сеть «М.видео» дарила планшет Oysters за любую покупку свыше 9990 руб., следует из информации на сайте сети.

Безусловно, на рост доли Oysters оказала влияние кампания «М.видео», согласен ее представитель Антон Пантелеев – всего она подарила около 170 000 планшетов. В феврале, когда проходила акция, доля Oysters на рынке составила 34%, тогда как по итогам первых четырех месяцев 2015 г. – 15%, говорит он. При этом в IV квартале 2014 г. его доля составляла только 4,8%, подсчитал Пантелеев.

После окончания маркетинговых акций доля Oysters резко упала – и это было ожидаемо, утверждает Заикина. В апреле 2015 г. доля Oysters в штуках снизилась до 8% и с тех пор находится на этом уровне с небольшими колебаниями в пределах 1%, считает она. Летом интерес к планшетам этого бренда может несколько оживиться из-за начала дачного сезона, прогнозирует Заикина.

Cчитать подаренные устройства как проданные неверно, поскольку это никак не характеризует реальный спрос и рыночную долю бренда, уверен руководитель департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. «Евросеть» не проводит таких акций и не дает устройства в нагрузку к другим товарам, утверждает он. Такие акции проводятся, чтобы поднять посещаемость, а у «Евросети» с этим проблем нет, подчеркивает он.

«Связной» не занимается раздачей устройств, так как считает это неэффективным, говорит Заикина.

Турков отмечает, что сам Oysters в ходе акций поставляет розничным сетям планшеты не бесплатно, но насколько рентабельны такие поставки – не говорит. Не говорит он и сколько планшетов было подарено в ходе акций.

Успех Oysters связан с акцентом на сегмент дешевых 3G-устройств, считает Солодовников. Хотя продажи планшетов в России в I квартале 2015 г. упали (на 27,8% год к году), спрос на устройства с 3G/4G-модулем увеличился, их доля в январе – марте 2015 г. выросла до 87,9%, говорит он.

Несмотря на рост продаж, по выручке B-бренды остаются далеко позади ведущих производителей, признает Пантелеев. По его данным, по итогам первых четырех месяцев 2015 г. Samsung и Apple занимали по этому показателю по 21% рынка, а Oysters – только 5%. Правда, годом ранее доля Oysters была на уровне статистической погрешности, замечает он.

Планшеты российского бренда Oysters впервые лидируют в России, заняв 17–20% рынка