МТС вывела на массовый рынок свое спутниковое ТВ

Догнать по количеству абонентов крупнейших конкурентов ей будет непросто
МТС начала продажи комплектов для приема спутникового ТВ
МТС начала продажи комплектов для приема спутникового ТВ / М. Стулов / Ведомости

МТС начала продажи комплектов для приема спутникового ТВ в большей части своих салонов (их сейчас 4250), а также через сеть из 300 дилеров спутникового оборудования, передал «Ведомостям» вице-президент оператора Василь Лацанич. В некоторых регионах России компания ведет переговоры о продажах спутникового оборудования со своими локальными дилерами. 

Аудитория нового сервиса МТС – жители небольших городов и сел, дачных поселков: тех мест, где нет фиксированного интернета и кабельного ТВ и куда прокладывать каналы связи нерентабельно, отмечает Лацанич. Основным отличием спутникового ТВ МТС он считает интеграцию приемного оборудования с сотовой сетью МТС. Благодаря sim-карте, встроенной в приставку, абоненты получат доступ к video on demand (видео по запросу), получат возможность поставить передачу в живом эфире на паузу и перемотать ее назад и т. п. Мобильный трафик с ТВ-приставок тарифицироваться не будет, объясняет он.

Выход на рынок спутникового ТВ МТС анонсировала в декабре 2014 г. С тех пор продажи шли в тестовом режиме: отлаживалась логистика, дополнительные услуги и др. – к маю 2015 г. таким образом было реализовано около 1000 приемных комплектов, рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, начало массовых продаж услуг спутникового ТВ МТС приурочила к началу сезона отпусков.

Сколько абонентов и в какие сроки МТС хочет подключить к своему спутниковому ТВ, Лацанич и Солодовников не говорят. «Интерфаксу» Лацанич заявил, что оператор рассчитывает на «миллионы» подписчиков. За три года МТС планирует войти в число лидеров рынка спутникового ТВ, говорил ранее Солодовников. Количество фиксированных пользователей платного ТВ МТС не раскрывает. В I квартале 2015 г. количество фиксированных абонентов МТС снизилось на 8,8%,за год до 6,77 млн.

Можно ожидать, что в ближайшие два-три года компании удастся подключить не более 300 000–500 000 подписчиков спутникового ТВ, прогнозирует аналитик «ТМТ консалтинг» Елена Крылова. Рынок платного ТВ в России сейчас насыщен и очень конкурентен: в I квартале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. количество подписчиков выросло на 8% до 35,8 млн, годом ранее прирост составил 12%, отмечает она. Крылова обращает внимание и на то, что практически не растет средний ежемесячный счет абонентов платного ТВ: в I квартале 2015 г. он составил 138 руб., увеличившись год к году всего на 4%. Дополнительные услуги немного добавляют к этому ARPU – не более 10 руб. в месяц на абонента, посчитала Крылова.

Тем не менее пространство для маневра у МТС есть, продолжает Крылова. По ее словам, МТС не следует напрямую сравнивать с основными спутниковыми конкурентами – Национальной спутниковой компанией («Триколор ТВ») и «Орион-экспрессом». То, что хочет предложить МТС, ближе к тому, что предлагают операторы цифрового кабельного и IPTV – их услуги, в том числе и дополнительные, доступны сейчас 23% абонентов платного ТВ, подавляющее большинство которых сосредоточено в крупных городах, считает она. Соответственно, МТС могла бы занять в небольших населенных пунктах вакантную нишу многофункционального интерактивного ТВ, предполагает Крылова.

ARPU «Ростелекома» от услуг платного ТВ в целом в I квартале 2015 г. составило 176 руб. (+23% год к году), говорит представитель оператора Валерий Костарев. Рост ARPU он объясняет увеличением потребления дополнительных услуг, в первую очередь премиальных ТВ-пакетов и видео по запросу. Выручка от его предоставления в I квартале 2015 г. год к году выросла на 32%, утверждает Костарев. Долю дополнительных услуг в телевизионном ARPU «Ростелеком» не раскрывает.

Интерактивные сервисы для абонентов разрабатывает и «Триколор ТВ», рассказывает его представитель Елизавета Капралова. В 2014 г. компания запустила пять мобильных приложений, позволяющих смотреть на мобильных устройствах различные пакеты тематических каналов, рассказывает она. Есть у «Триколора» и опция, позволяющей смотреть ТВ как на приставке, так и на мобильном устройстве, находящемся поблизости от нее (телесигнал ретраслируется через Wi-Fi, добавляет она).

Интерактивные сервисы, безусловно, пользуются спросом, но у ограниченного круга потребителей: если делать ставку на этот сегмент как на ядро целевой аудитории, едва ли можно претендовать на заметную долю рынка, передала «Ведомостям» замгендиректора «Орион-экспресса» Мария Жилина. Уровень проникновения спутникового ТВ в России уже довольно высок – хотя в отдельных регионах есть потенциал для наращивания абонентской базы, ситуация в целом не оставляет новому игроку возможности изменить расстановку сил в пятерке лидеров, считает она.

Возможность управлять эфиром, безусловно, имеет дополнительную ценность для пользователей ТВ, считает представитель «Вымпелкома» (обслуживает чуть более 1 млн абонентов платного ТВ) Анна Айбашева.