Российская выручка Cisco продолжает падать

Причиной тому санкции и импортозамещение
Cisco в России продается все хуже
Cisco в России продается все хуже / А. Махонин / Ведомости

Российская выручка американского производителя телекомоборудования Cisco за февраль – апрель 2015 г. сократилась на 14%, говорится в отчетности компании, опубликованной на сайте американской комиссии по ценным бумагам. Выручка за предыдущие шесть месяцев – с августа 2014 г. по январь 2015 г. – упала на 20%. А весь 2014 финансовый год, завершившийся 26 июля 2014 г., Cisco закончила с падением выручки на 24%.

Снижение продаж Cisco в России можно объяснить санкциями в отношении их крупных заказчиков и конкурентной борьбой, говорит гендиректор IT-интегратора «Открытые технологии» Сергей Половников. Впрочем, ему известны случаи проблем с ввозом в Россию оборудования Cisco у компаний не из санкционного списка США. О наличии проблем с поставками Cisco в Россию слышал и глава дирекции инфраструктурных и телекоммуникационных решений «Астерос» Валерий Соколюк. Поэтому системные интеграторы задумались о перспективности продвижения Cisco, в то время как на IT-рынок выходят вендоры с аналогичным оборудованием – например, ZTE и Huawei, говорит Половников. На азиатских производителей (в основном китайских) и переориентировались госзаказчики и бизнес, добавляет президент «Открытых технологий» Сергей Калин.

Кроме санкций на позиции Cisco влияет и курс на IT-импортозамещение, говорит Соколюк. Сейчас российское оборудование занимает не более 10% госзакупок, сообщил источник в одной из телекоммуникационных компаний. Несмотря на то что в России есть конкурентоспособные решения (коммутаторы, оборудование для беспроводного ШПД и магистральные решения), до появления долгосрочной концепции перехода госсектора на российское оборудование нельзя прогнозировать рост сегмента отечественных решений, уверена председатель Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова. Но при правильных мерах импортозамещения доля российских производителей в госзакупках может прибавить несколько десятков процентов, говорит Аппалонова.

Если раньше Cisco лидировала среди закупавшегося «Ростелекомом» IP-оборудования, то сейчас ее вытесняют другие вендоры, в частности Huawei или Infinera, сказал «Ведомостям» сотрудник этого оператора. Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков сообщил, что у компании нет приоритетов или преференций при закупках оборудования и своих поставщиков госоператор выбирает с помощью конкурсных процедур.

В 2014 г. корпоративные поставки маршрутизаторов в Россию сократились по отношению к предыдущему на 22%, знает работник одной из российских телекоммуникационных компаний. При этом доля решений Cisco на российском рынке маршрутизаторов сократилась с 75% в 2013 г. до 64% в 2014 г. Однако в сегменте оборудования уровня ядра сети доля Cisco, наоборот, выросла с 91,2 до 94%, говорит собеседник «Ведомостей». Вместе с Cisco падали поставки и других вендоров – кроме Huawei, который единственный из вендоров в 2014 г. увеличил этот показатель в штучном выражении почти на 40%.

Сергей Чемезов
Генеральный директор госкорпорации «Ростех»

Зависимость от импорта IT на сегодняшний день колоссальная – от 90% до 100% <...> Полного импортозамещения не планируется, в этом нет необходимости.

Представитель Huawei Татьяна Фомичева признает рост продаж оборудования китайской компании в России. Некоторые заказчики отказываются от оборудования Cisco в пользу Huawei, говорит она. Фомичева приводит пример «Акадо»: осенью 2014 г. стало известно, что компания меняет коммутаторы и маршрутизаторы Cisco на решения китайского конкурента. Бюджет модернизации должен был составить около $10 млн, сообщал один из источников, близких к сделке. Для Huawei это первая замена оборудования такого масштаба в Москве, отмечала в октябре 2014 г. Фомичева.

Некоторые интеграторы – например, NVision и IBS – не отмечают падения продаж Cisco в своем портфеле. Представитель IBS говорит, что компания подписывает длительные контракты с заказчиками, из которых на поздних стадиях невозможно исключить оборудование Cisco. А представитель NVision объясняет это большим спросом со стороны телекомоператоров. Не изменилась доля закупок американского вендора и у МТС, сообщил его представитель Дмитрий Солодовников.

Если санкции сохранятся и Cisco не пойдет по пути локализации, то вряд ли сможет отыграть свои позиции на российском рынке, считает Половников. Но резкого обвала поставок американского вендора ждать не стоит, уверен Соколюк, причинами тому он называет запасливых клиентов и необходимость поддерживать и развивать существующие инфраструктуры, построенные на Cisco.

Представитель Cisco отказался от комментариев.