Доля Apple на российском рынке смартфонов в штучном выражении за год снизилась вдвое

Примерно на столько же выросла доля китайской Lenovo
Apple уступает рынок
Apple уступает рынок / Е. Разумный / Ведомости

За прошедший год доля Apple на рынке смартфонов в штуках сократилась почти вдвое – с 10,3 до 5,2%, говорится в последнем исследовании GfK (копия есть в распоряжении «Ведомостей»). Речь идет об отчете за период с апреля 2014 г. по апрель 2015 г. Доля компании в выручке в том же сегменте тоже упала, но не так сильно – с 26,3 до 21%.

Другие данные приводит МТС: по данным розничной сети оператора, максимальный прирост штучных продаж в 2014 г. пришелся на смартфоны Samsung, Apple, Alcatel и Sony, а наибольший рост выручки – на устройства Samsung, Apple и Sony, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. Однако он отметил, что в монобренде оператора продавцы не делают акцент на смартфоны Lenovо, поэтому продажи незначительные. Без учета брендированных смартфонов по итогам I квартала 2015 г. в рознице «Мегафона» лидируют по продажам ZTE, Fly, Lenovo, Samsung и Alcatel, говорит представитель оператора Алия Бекетова.

Доля смартфонов Samsung, по данным аналитиков, за этот период тоже снизилась: с 19,3 до 17,9%. При этом позиции корейского вендора в выручке за этот период, напротив, укрепились с 23,6 до 27%. Китайская Lenovo оказалась одной из немногих компаний, которые смогли укрепить свои позиции по продажам смартфонов в штуках. При этом доля ее выросла существенно: в апреле 2015 г. на ее смартфоны в России приходилось 7,7%, а годом ранее – только 3,7%. Выросла и доля в выручке Lenovo – с 3,5 до 6,9%.

Ритейлеры преимущественно соглашаются с данными GfK. Apple теряет позиции в штуках из-за цены, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Последнее поколение изначально было несколько дороже, чем линейка 5s и 5c, к тому же сказалось повышение цен в конце 2014 г., добавляет она. В прошлом году Apple дважды повышала цены на свою продукцию в России: в конце ноября 2014 г. и еще через месяц. В первый раз iPhone 6 и iPhone 6 Plus подорожали на 20%. После второго повышения цены на iPhone 6 и 6 Plus выросли еще на 35%. При этом американскому производителю удается удерживать долю в выручке за счет стоимости устройств линейки iPhone 6, говорит Заикина. Новый флагман от Apple проигрывает не только из-за высокой цены – он уступает по технологичности современным устройствам конкурентов, считает вице-президент «Евросети» Виктор Луканин.

Apple уступает рынок

Пик популярности iPhone в России пришелся на ноябрь 2014 г. – тогда их доля в штуках была 15,1%, говорится в исследовании GfK. Доля смартфонов Samsung на российском рынке самой большой была в декабре – 25,1%. Apple начала продавать свои iPhone 6 в России в сентябре, к ноябрю был высокий уровень поставок в страну и продажи достигли своего максимума, объясняет эти цифры исполнительный вице-президент Луканин. В декабре же Apple повысила цены на свои смартфоны, а Samsung этого не сделал, поэтому у корейцев в этом месяце был такой рост продаж, добавляет Заикина.

Возможно, что ситуация с американским производителем скоро изменится: в апреле 2015 г. Apple дважды снижала цены на свою продукцию в России– сначала на смартфоны, а потом на ноутбуки и планшеты. Так, последние смартфоны Apple подешевели на 9–10%. Сейчас в AppStorе iPhone 6 и 6 Plus с объемом памяти 16 Гб стоят 48 990 и 55 990 руб. соответственно. Для сравнения: Galaxy S6 с объемом памяти 32 Гб стоит 46 990 руб., а Samsung Galaxy S6 edge – 54 990 руб.

И планшеты тоже

Apple теряет позиции не только на рынке смартфонов. В январе – марте 2015 г. планшеты Apple iPad заняли 5% в продажах в России и 19% в выручке, следует из материалов «Евросети». Годом ранее их доля, по подсчетам «Евросети», составляла 14 и 29% соответственно. Представитель МТС рассказывал «Ведомостям», что в январе – феврале 2015 г. доля iPad в штуках год к году сократилась втрое.

Что касается Samsung, лидерство в штуках компании обеспечивает широкая модельная линейка, а также продажи флагманов: в апреле она представила свои новинки – Galaxy S6 и S6 edge, добавляет Заикина. А успех Lenovo обусловлен продуманной ценовой политикой и широким ассортиментом устройств не только в бюджетном, но и в более высоких ценовых сегментах, считает она.

В Lenovo действительно наблюдают рост продаж на российском рынке смартфонов за указанный период – как в штуках, так и в выручке, отмечает представитель компании Марат Ракаев, он согласен с данными из отчета GfK. Человек, близкий к Samsung, сказал, что снижение доли компании в штуках объясняется появлением новых китайских вендоров на российском рынке, которые отнимают долю у А-брендов. А рост доли в выручке объясняется тем, что компания с 2014 г. в основном фокусируется на премиальных моделях смартфонов.

Представитель GfK данные, полученные «Ведомостями», не комментирует. На момент написания статьи представители Apple не ответили на запрос «Ведомостей». Представитель Samsung отказался от комментариев.