Из-за разницы курсов валют чистый убыток РБК в прошлом году оказался больше выручки
Выручка группы снизилась после отказа от информационного бартераВыручка группы РБК в прошлом году снизилась на 10% до 4,9 млрд руб., чистый убыток вырос почти в 6 раз – до 6,9 млрд руб., следует из отчетности компании по МСФО. Но по большей части это «бумажный» убыток: 5,6 млрд руб. из него приходится на потери от курсовых разниц.
Убытки от курсовых разниц практически полностью образовались от задолженности по валютному займу в долларах, уточнил представитель РБК. На конец 2014 г. долгосрочные обязательства группы составляли 12,4 млрд руб., или $222 млн.
Группа РБК – медиахолдинг, в который входят одноименные интернет-портал, газета, журнал и телеканал. Также у группы есть бизнес по интернет-хостингу и регистрации доменов, проведению конференций и т. д. Контрольный пакет группы принадлежит структурам Михаила Прохорова (57,05%), остальное находится в свободном обращении на Московской бирже.
Среди всех активов РБК хуже всего чувствуют себя так называемые традиционные СМИ. Так, выручка сегмента «деловая печать» (газета РБК и журнал РБК) в прошлом году по сравнению с 2013 г. снизилась на 30% до 250 млн руб., а убыток по EBITDA увеличился почти в 24 раза (подробнее см. таблицу). Телеканал РБК потерял 12% доходов, его EBITDA снизилась в 2,5 раза. Выручка сегмента «деловой интернет» (rbc.ru, cnews.ru и другие ресурсы) также снизилась (на 13%), зато EBITDA этого направления выросла почти вдвое.
Аналогичным образом на 30% снизилась выручка сегмента «массовый интернет», зато это направление стало операционно прибыльным. На динамике выручки и прибыли сказалась среди прочего продажа ряда активов (Utro.ru, Smotri.com, Readme.ru, Anekdot.ru). Наконец у хостинга выросли и доходы, и EBITDA. В результате общий показатель EBITDA группы РБК вырос в 5 раз до 266 млн руб.
Получается, что доходы основных направлений РБК сократились в прошлом году больше рынка. Для сравнения: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рекламные доходы отечественных телеканалов в прошлом году выросли на 2%, печатных СМИ – снизились на 11%, а рынок медийной рекламы уменьшился на 5%.
С другой стороны, как пишет РБК в своем отчете, его выручка падала в основном из-за сокращения «до приемлемого уровня» неденежных операций: «Теперь это только необходимый для маркетинговых нужд компании информационный бартер».
Без учета бартера и других непрофильных сделок выручка РБК сократилась в прошлом году только на 2%. Представитель РБК уточнял, что информационный бартер – это в основном баннеры и объявления в прессе и на телеканале РБК, которые выпускаются в поддержку тематических мероприятий.
Группа ожидает, что в этом году ее доходы от медиабизнеса снизятся на 3%, зато еще через год, в 2016 г., компания надеется на рост доходов сразу на 15%. По доходам от хостинга РБК ждет в 2015 г. роста на 11% и на 6% в 2016 г.
Одним из основных рисков для своего бизнеса группа указывает неспособность своевременных выплат по долгам. В апреле РБК уже получил от акционера 852 млн руб. на погашение долгов по кредитам и облигациям, 550 млн руб. из них были выплачены сразу. Еще 349 млн руб. РБК должен выплатить до 31 марта 2016 г.
Общие краткосрочные кредитные обязательства группы на начало 2015 г. выросли за год более чем вдвое – до 1,23 млрд руб. Как говорится в отчете, в дальнейшем РБК будет выплачивать долг не только за счет результата операционной деятельности, но и продавая свои активы.