МТС перестает зарабатывать на продаже гаджетов в рознице

С конца года оператор начнет возвращать абонентам часть суммы при покупке смартфонов, чтобы стимулировать потребление интернет-трафика
Торговая стратегия ведущего сотового оператора переворачивается
Торговая стратегия ведущего сотового оператора переворачивается / С. Портер / Ведомости

Попытки ввести обратную субсидию уже были: у «Мегафона» – лет пять назад, у МТС – в 2012 г., вспоминает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, но россияне оказались не готовы платить полную сумму за дорогой телефон да еще и связывать себя обязательствами: купить определенный тарифный план, потреблять в месяц определенное количество голосовых услуг, трафика и т. д. В США и большинстве стран Европы дотационная модель распространена – абонент может получить телефон бесплатно, если заключит срочный (на год-два) контракт и платит определенную сумму за определенный набор услуг, знает Муртазин. В России такое сложно реализовать – плохо отслеживаются кредитные истории потребителей, может быть очень много мошенничества – вплоть до половины контрактов в первый год, считает он, кроме того, из-за особенностей российских законов крайне сложно получить деньги с абонента, у которого телефон украден.

Розничная сеть МТС перестанет быть бизнесом – новая стратегия оператора ставит перед ней задачу стимулировать абонентов потреблять больше интернет-трафика. Для этого МТС снизила цены на интернет-устройства до закупочных (снижение достигает 30%), рассказал руководитель розницы МТС Арвидас Алутис, а с конца года введет обратную субсидию: абоненту, купившему в салоне МТС смартфон, за 2–3 года вернется на счет до половины его цены.

Из-за валютных колебаний цены сильно выросли, абоненты все реже покупают новые смартфоны, сетует Алутис, а именно те абоненты, чьи устройства работают в сетях 3G и LTE, потребляют больше интернет-трафика, что напрямую влияет на их средний месячный счет (ARPU). МТС уже снизила цены, и в праздничные дни поток покупателей увеличился на 15%, продажа устройств – на 40%, а выручка от их продажи – на 70%, продолжает он, по прогнозу, за пять лет действия обратной субсидии МТС может увеличить ARPU в 2,5–3 раза.

Следовать примеру МТС конкуренты пока не спешат. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева сообщает о популярности пакетных предложений: абонент покупает тарифный план и телефон по сниженной цене. А в Московском регионе в прошлом году действовало такое предложение: если абонент одновременно покупал тарифный план «Все за 2700» и смартфон, он год получал скидку на услуги связи и экономил до 10 000 руб.

Торговая стратегия ведущего сотового оператора переворачивается

«Мегафон» в I квартале обнаружил рост спроса на смартфоны и планшеты по 3000–5000 руб., некоторые продаются по специальной цене с включенным интернет-трафиком, говорит представитель оператора Татьяна Зверева, еще можно приобрести товар в кредит.

Операторы постоянно устраивают различные акции, в том числе с обратной субсидией, говорит исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин, но обычно в них участвуют телефоны, которые плохо продаются. Отложенная скидка на гаджет, которую возвращают в течение длительного периода, не очень интересна – в России большинство пользователей вообще не связывают покупку гаджета с контрактом оператора, считает представитель «Связного» Мария Заикина, тем более что отложенная скидка у многих клиентов вызывает ассоциацию с навязанной услугой, гораздо популярнее акции, дающие выгоду непосредственно в момент покупки.

Новая стратегия розницы МТС искусственно увеличит выручку от мобильной связи за счет снижения ее от продажи устройств, говорит человек, близкий к одному из сотовых ритейлеров, по сути, это перекладывание выручки из одного кармана в другой.