На Россию приходится меньше 1% мирового музыкального рынка

Продажи музыки в интернете и других цифровых медиа растут гораздо медленнее, чем прежде
На Россию все еще приходится меньше 1% мирового музыкального рынка
На Россию все еще приходится меньше 1% мирового музыкального рынка / Евгения Гусева / PhotoXPress

Продажи музыки в России в 2014 г. выросли на 15,9% до $72,8 млн (2,8 млрд руб.), следует из годового отчета Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI). Наша страна находится на 23-м месте в мире и составляет менее 1% мирового музыкального рынка общим объемом $15 млрд. Федерация учитывала продажи музыки на физических носителях, цифровой музыки, выручку от концертов, продажу прав на ТВ и для рекламных роликов. При подсчетах IFPI использовала среднегодовой курс рубля (38,57 руб. за доллар).

Быстрее всего доходы музыкальных компаний в России растут за счет продаж прав на треки на телеканалы и радиостанции, а также за счет концертов: рост составил 77,8% до $18,5 млн. Доля этого сегмента в общем пироге в прошлом году выросла больше чем вдвое и составила 25%.

На Россию все еще приходится меньше 1% мирового музыкального рынка

Самую большую долю рынка занимают продажи цифровой музыки, но по сравнению с 2013 г. темпы роста этого сегмента снизились сразу втрое. Эти продажи в прошлом году выросли только на 9,2% до $36,8 млн. Поэтому за год доля цифровых продаж в общем музыкальном пироге снизилась – с 56% в 2013 г. до 51% в 2014 г. Больше всего доходов здесь приносит продажа рингтонов (треки в мобильных телефонах) – $10,7 млн (плюс 5,6% в прошлом году).

А быстрее всего среди цифровых продаж росли доходы платных стриминговых музыкальных сервисов (такие сервисы позволяют прослушивать треки онлайн, но не скачивать их). Выручка этого бизнеса увеличилась на 214% до $5,97 млн. Сегмент вырос прежде всего за счет сервиса Google Play, у которого в России десятки тысяч подписчиков, говорит топ-менеджер западной звукозаписывающей компании. Также к платным музыкальным сервисам можно отнести и «Яндекс.Музыку», подписку на которую компания продает пользователям мобильных устройств.

Рост подписочных сервисов – общемировая тенденция, следует из отчета IFPI. В мире их выручка выросла в прошлом году на 39%, тогда как скачивания отдельных треков и альбомов упали на 8%. Правда, Россия не во всем следует этой тенденции. Например, выручка сервисов, которые позволяют слушать музыку за рекламу, упала в нашей стране на 26%. Тогда как в мире этот сегмент вырос на 38,6%. Это странные данные, индустрия не зафиксировала падения этого рынка, говорит источник в звукозаписывающей компании. По рекламной модели работает веб-версия «Яндекс.Музыки», сервисы Zvooq, Deezer.

Скачивания отдельных треков в России выросли в 2014 г. на 137,14% до $8,3 млн, скачивания целых альбомов упали на 30,2% до $6 млн. Лидер рынка скачиваний – iTunes, говорит сотрудник звукозаписывающей компании.

А вот продажи музыки на физических носителях (CD и DVD) в России, по данным IFPI, выросли незначительно (плюс 2,5% до $16,4 млн).

Россия остается непростым рынком для музыкальной индустрии, говорится в отчете IFPI. Несмотря на наличие десятка музыкальных онлайн-сервисов, в стране доминируют пиратские ресурсы, самым крупным из которых ассоциация называет «В контакте». Рост продаж в 15,9% нельзя назвать удовлетворительным, указано в отчете.

В целом данные IFPI соответствуют действительности, есть разве что небольшие отклонения, говорит гендиректор Warner Music Russia Александр Блинов. Слишком высокий рост в некоторых сегментах может объясняться тем, что IFPI начала получать более адекватную отчетность от игроков рынка, предполагает он.

Россия с небольшим опозданием повторяет мировой тренд: стриминг как модель потребления растет на десятки процентов в год, говорит сотрудник крупной интернет-компании, владеющей музыкальным сервисом. При этом продажи отдельных альбомов уже второй год падают. Пользователи все чаще переходят от бесплатного пользования музыкальными сервисами в обмен на рекламу к платной подписке, но потенциал у рекламной модели еще огромный – в России пока не начал развиваться рынок цифровой аудиорекламы, добавляет он.