Йон Фредерик Баксаас покидает посты президента и гендиректора Telenor

Его заменит Сигве Брекке, руководивший операциями Telenor в Азии
Президент Telenor Group Йон Фредерик Баксаас проработал в компании 26 лет
Президент Telenor Group Йон Фредерик Баксаас проработал в компании 26 лет / М. Стулов / Ведомости

Президент и гендиректор Telenor Йон Фредерик Баксаас с 17 августа 2015 г. покинет эти посты, на которых он проработал последние 13 лет. Такое решение принял вчера совет директоров компании, говорится в сообщении Telenor. Баксаас продолжит работать советником совета директоров до конца 2016 г., а также исполнять обязанности председателя Международной ассоциации мобильных операторов (GSMA). Вместо Баксааса Telenor Group возглавит Сигве Брекке, работающий в Telenor с 1999 г. и занимающий сейчас пост исполнительного вице-президента и директора Telenor Asia. До прихода в Telenor с 1993 по 1996 г. Брекке был заместителем министра обороны Норвегии.

В сентябре 2014 г., когда Баксаас продлил срок своих полномочий на очередной год, предполагалось, что он уйдет в отставку с января 2016 г. Совет директоров Telenor тогда попросил Баксааса, которому в ноябре исполнилось 60 лет, продлить контракт до конца 2015 г. Под руководством Баксааса выручка Telenor выросла с 49 млрд до 107 млрд норвежских крон ($14,3 млрд по вчерашнему курсу), а капитализация группы – с 45 млрд до 270 млрд норвежских крон ($36 млрд), говорится в сообщении компании.

Вскоре после очередного переназначения, в декабре 2014 г., Баксаасу пришлось покинуть набсовет холдинга Vimpelcom Ltd., в котором Telenor владеет 33% акций, из-за скандала в связи с Узбекистаном. Причиной стали подозрения в коррупции, связанные с выходом Vimpelcom в Узбекистан. «Я выхожу из набсовета Vimpelсom, чтобы сфокусироваться на защите позиции Telenor», – объяснял Баксаас. А в январе 2015 г. вместе с председателем совета директоров Telenor Свейном Осером Баксаас выступил на слушаниях в норвежском парламенте (Telenor контролируется норвежским государством) и раскрыл детали коррупционного расследования в отношении Vimpelcom в Узбекистане. Представитель Telenor вчера не ответил на вопрос, связан ли уход Баксааса раньше срока с этим расследованием.

Расследование деятельности Vimpelcom в Узбекистане в марте 2014 г. начала американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), а в Европе тогда было начато уголовное расследование – головной офис Vimpelcom в Амстердаме посетили сотрудники прокуратуры Нидерландов и изъяли ряд документов, связанных с Узбекистаном.

Vimpelcom работает в Узбекистане с января 2006 г., когда российский «Вымпелком» (весной 2011 г. ставший частью международного Vimpelcom Ltd.) объявил, что приобрел у своего акционера Altimo 100% компании «Бакри Узбекистан телеком» (бренд Buztel) за $60 млн, а у греческой розничной сети Germanos, ее основателя Паноса Германоса и ЕБРР – 100% оператора Unitel за $200 млн (без учета долгов). Сделка с Altimo вызвала много вопросов у аналитиков: компания, которая на момент приобретения обслуживала всего 2500 человек в Ташкенте, обошлась «Вымпелкому» в неслыханные до тех пор $24 000 за абонента. «Вымпелком» объяснял, что заплатил за «самый полный частотный ресурс среди узбекских операторов» (Buztel владел лицензией GSM-900/1800 по всей стране).

Однако, по словам Баксааса и Осера, между 2007 и 2011 гг. Vimpelcom Ltd. перевел посреднической компании Takilant $94,5 млн (сама компания ранее сообщала о транше в $57,5 млн). Компания Takilant, как предполагается, принадлежала людям из окружения дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. Это выяснили в начале 2013 г. юристы Mannheimer Swartling, нанятые TeliaSonera, которая платила Takilant за 3G-лицензии, частоты и номерную емкость для своей узбекской «дочки» Coscom. Эта же Takilant являлась партнером «Вымпелкома» (а затем Vimpelcom Ltd.) в 2007–2009 гг. – ей принадлежал миноритарный пакет акций Unitel, которую «Вымпелком» выкупил в 2006 г. вместе с другой узбекской сотовой компанией. Представитель Vimpelcom Ltd. Артем Минаев уверял, что все операции Vimpelcom в Узбекистане были законными. Руководители Telenor говорили, что норвежская компания до недавнего времени не знала о платежах в пользу Takilant.