«Первый канал» наращивает долги перед производителями сериалов и шоу
Из-за Олимпиады в Сочи и кризиса на рекламном рынке у телекомпании не хватает денегПервый канал» наращивает долги перед поставщиками, свидетельствует его отчетность за прошлый год, опубликованная вчера. Если в 2012 г. он должен был поставщикам 2 млрд руб., то в 2013 г. – уже 4,5 млрд руб., а на конец 2014 г. – 7,1 млрд руб. И 90% этой суммы – долги перед производителями сериалов, фильмов и телешоу, признается источник на «Первом». Больше всего канал должен «Красному квадрату» – 2,1 млрд руб. (годом ранее – 1,6 млрд руб.). Последний – крупнейший по количеству часов производитель телеконтента в России (данные KVG Research). Связаться с представителем «Красного квадрата» не удалось, а источник в группе говорит, что часть долга перед ней «Первый» вернул уже в этом году.
Среди других крупнейших кредиторов канала – Mars Media Рубена Дишдишяна, производитель сериалов, которому «Первый» должен 254,6 млн руб. Дишдишян говорит, что канал постепенно погашает этот долг. Существенно задерживать платежи канал стал, по его словам, в конце прошлого лета, когда начало ухудшаться состояние экономики.
О том, что «Первый» задерживает платежи многим производителям, «Ведомостям» рассказывали несколько продюсеров. В этом году так же стали поступать и другие крупные каналы – к примеру, последние месяцы почти перестал платить НТВ, говорят два собеседника «Ведомостей». Такую ситуацию продюсеры связывают с кризисом на рекламном рынке: руководители каналов ссылаются на селлеров, оценивающих масштабы сокращения российского рынка ТВ-рекламы в I квартале на 20–25% год к году. В начале года крупнейшие телехолдинги уже предупредили продюсеров, что серьезно сократят закупки контента и снизят цены на него.
Рост и падение
За 2014 г. успели отчитаться также ТНТ, НТВ и СТС. Выручка ТНТ выросла на 8,1% до 16,9 млрд руб., СТС – на 2% до 19,1 млрд руб. А вот НТВ потерял 12,4% доходов (20,3 млрд руб.).
Но у «Первого» ситуация с долгами наихудшая, утверждают продюсеры. Реклама – практически единственный источник выручки канала.
«Первый» – самый большой канал страны как по зрителям, так и по выручке. И его аудитория растет: в 2014 г. доля «Первого» (процент людей, смотревших канал, от общего числа зрителей с включенным телевизором) увеличилась до 13,62% с 12,85% годом ранее (данные TNS по зрителям 14–49 лет в городах с населением более 100 000 человек). Контрольный пакет канала принадлежит государству, 25% – у «Национальной медиа группы», остальное – у структур Романа Абрамовича.
В 2013 г. «Первый» впервые за много лет стал убыточным. Его расходы резко выросли из-за Олимпиады в Сочи («Первый» отвечал за организацию и трансляцию церемоний открытия и закрытия Игр), запуска HD-версии и подорожания контента, объяснял тогда источник в телекомпании. Олимпиада подпортила результаты канала и в 2014 г., рассказал тот же собеседник «Ведомостей». Вдобавок «Первый» много потратил на покупку права трансляции прошлогоднего чемпионата мира по футболу. А осенью началась сначала стагнация, а затем и кризис в экономике страны, в результате доходы канала практически не выросли, добавляет источник.
Выручка «Первого канала» в 2014 г. прибавила 3% до 30,1 млрд руб., чистый убыток составил 938 млн руб. против более чем 1 млрд руб. годом ранее. Для сравнения: рекламные доходы всех эфирных каналов в прошлом году выросли, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, на 2% до 155,7 млрд руб.
Если долги каналов перед продюсерами продолжат расти, это грозит разорением небольших производителей, у которых нет «финансовой подушки», рассуждают собеседники «Ведомостей». Крупные компании будут терпеть сколько можно, мало кто хочет ссориться с тем же «Первым», добавляют они. Впрочем, год назад канал лишился одного производителя: «Вайт медиа» перестала работать с «Первым», сославшись именно на невыплаты канала.
Представитель «Первого» и НТВ от комментариев отказались.