«Яндекс» предлагает сотрудникам отвязать опционы от капитализации компании

Стоимость акций поисковика серьезно падает из-за экономического кризиса
Котировки "Яндекса" падают из-за кризиса, компания предлагает сотрудникам отвязать опционы от капитализации
Котировки "Яндекса" падают из-за кризиса, компания предлагает сотрудникам отвязать опционы от капитализации / М. Стулов / Ведомости

«Яндекс» предложил своим сотрудникам, владеющим опционами на акции компании (SAR, Stock Restriction Rights), обменять их на другой вид вознаграждения – RSU (Restricted Stock Units), следует из сообщения компании, опубликованного на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). RSU, в отличие от SAR, не привязаны к капитализации «Яндекса», чьи акции с 2011 г. торгуются на NASDAQ. По сути, RSU – это право на бесплатное получение определенного количества акций класса А, торгующихся на бирже. Тогда как опцион предполагает покупку акций по зафиксированной компанией цене (обычно существенно ниже рыночной).

«Из-за экономической и рыночной ситуации котировки акций «Яндекса» были очень волатильны в последнее время, объясняет компания в своем сообщении. Другие компании все чаще предлагают своим сотрудникам вознаграждение в виде RSU вместе SAR, поскольку они считаются сотрудниками более привлекательными на фоне волатильности фондового рынка». «Яндекс» отмечает, что программа обмена опционов на RSU добровольная.

Условия обмена опционов на RSU таковы. Коэффициент обмена составляет 2:1, т. е. сотрудники могут обменять два SAR на один RSU. Сотрудники «Яндекса», принявшие предложение по обмену, не смогут продать свои акции в течение года после обмена SAR на RSU.

Также компания продлевает вестинг (процесс перехода акций от компании сотрудникам) на год: по правилам опционного плана, срок вестинга SAR составляет четыре года, для всех, кто примет предложение обмена SAR на RSU, вестинг будет длиться пять лет.

"В программу поощрения акциями "Яндекса" ежегодно попадают около 500 человек – наши сотрудники, от которых в определенной степени зависит успех всей компании или которых очень сложно заменить", – говорит представитель "Яндекса" Ася Мелкумова. Это может быть и талантливый менеджер, и ценный специалист. Как новый участник программы, так и тот, кто получает дополнительный грант за важные проекты, объясняет она.

«Яндекс» уже не первый раз предлагает сотрудникам отвязать опционы от его котировок. Впервые это произошло в 2012 г. Тогда условия обмена были такими же. Тогда на RSU перешли большинство тех, кому было сделано предложение, говорит близкий к "Яндексу" человек.

Опционная программа «Яндекса» рассчитана на 10 лет (2007–2017 гг.) и на 10% от общего количества акций, сообщала ранее компания. Каждый год «Яндекс» выдает опционов на 1% от общего количества акций. Доход от опционов в среднем составляет 40% от общего дохода поощренного сотрудника. Всего в опционной программе «Яндекса» принимают участие 17% сотрудников (5616 на 31 декабря 2014 г.).

По данным "Яндекса" на 31 декабря 2014 г., сотрудники компании получили опционы (SAR), эквивалентные 2,4 млн акций компании, SAR – 3,9 млн акций. Из них прошло вестинг (т. е. было передано сотрудникам) 0,6 млн и 0,9 млн акций соответственно.

В феврале аналогичную программу по обмену опционов на RSU одобрил совет директоров Mail.ru Group. Новая система мотивации позволит компании привлекать и удерживать квалифицированных специалистов, объяснял тогда гендиректор группы Дмитрий Гришин.

По данным Bloomberg, за год акции «Яндекса» подешевели на 49,4%, Mail.ru Group – на 43,6%.