«Ростелеком» будет увольнять по 10 000 сотрудников в год

Телефонная связь - самый прибыльный бизнес «Ростелекома», но доходы от нее падают. Чтобы повысить рентабельность, компания планирует увольнять по 10 000 человек в год
В следующем году «Ростелеком» собирается уволить каждого 16-го сотрудника
В следующем году «Ростелеком» собирается уволить каждого 16-го сотрудника / Д. Абрамов / Ведомости

Несмотря на то что доходы от высокомаржинальных услуг падают, а от низкомаржинальных - быстро растут, компания намерена увеличить маржинальность по EBITDA в 2015 г., говорят аналитики. Для этого «Ростелеком» планирует сокращать персонал примерно на 10 000 человек в год, пишут они. Эти цифры действительно озвучивались на встрече, подтвердили аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович, также присутствовавший на встрече, и представитель «Ростелекома» Андрей Поляков.

За девять месяцев 2014 г. каждый сотрудник МТС принес компании в среднем 7,59 млн руб. выручки, «Мегафона» - 15 млн руб., «Вымпелкома» - 8,55 млн руб., следует из отчетности компаний по российским стандартам отчетности (РСБУ). «Мегафон» за последнее время перевел много сотрудников на аутсорсинг, что повлияло на показатели по РСБУ, замечает источник в одном из конкурентов.

Менеджмент «Ростелекома» во вторник встретился с инвесторами, чтобы рассказать им о текущем положении дел в компании, сообщили в своем отчете аналитики «ВТБ капитала».

В ходе этой встречи выяснилось, что традиционная телефонная связь является самым маржинальным направлением бизнеса «Ростелекома», несмотря на то что доходы от нее падают уже много лет. Даже рентабельность быстро растущего сегмента IPTV ниже (компания вынуждена закупать контент, сделки по нему происходят в долларах). Сегмент госзаказов также менее рентабелен, чем традиционные услуги связи, пишет «ВТБ капитал». Именно в этих сегментах выручка сильно растет уже второй квартал подряд. Доходы от платного ТВ во II квартале 2014 г. прибавили 31% к уровню годичной давности, а в III квартале - 21%. Выручка от прочих услуг, львиную долю которых составляют госзаказы, увеличилась на 28 и 18% соответственно, а сами эти услуги вышли на второе место по вкладу в совокупную выручку оператора.

По данным последней квартальной отчетности «Ростелекома», в компании работает почти 157 000 человек (столько же, сколько год назад). Таким образом, в следующем году компания сократит 6,4% персонала. Это будет в первую очередь административно-управленческий персонал и те, кто покидает компанию, например при выходе на пенсию, говорит Поляков. Человек, близкий к «Ростелекому», уточняет, что у компании нет планов по сокращению именно 10 000 человек каждый год, она планирует сокращать по 7% персонала.

Венгранович говорит, что «Ростелеком» сильно отстает от телекомоператоров других стран по показателю выручки на одного сотрудника. Из презентации для инвесторов (есть в распоряжении «Ведомостей») следует, что эта разница достигает 60%: если у «Ростелекома» показатель выручки на одного сотрудника в 2013 г. составлял 1,8 млн руб., то, например, у AT&T в пересчете на рубли - 4,6 млн, а у Deutsche Telekom - 4,2 млн. Венгранович говорит, что у большой тройки сотовых операторов, например, эта разница с мировыми гигантами гораздо меньше.

В российской МТС работает около 30 000 человек, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. У сотрудников оператора есть как персональные ключевые показатели эффективности (KPI), так и общекорпоративные, привязанные к основным финансовым показателям компании. МТС не планирует проводить сокращения, добавляет он.

В «Мегафоне» работает около 30 000 человек, этот показатель стабилен, но структура персонала за последние два года сильно изменилась, говорит представитель оператора Алия Бекетова. Компания регулирует производительность труда сбалансированной системой функциональных и индивидуальных KPI, нормированием труда и прочими инструментами, с последующей оценкой результатов на регулярной основе.

В «Вымпелкоме» сейчас работает более 28 000 человек и для измерения производительности их труда используется специально разработанная система оценки персонала, рассказывает представитель этого оператора Анна Айбашева. Для повышения операционной эффективности и эффективности управленческой модели оператор постоянно работает с организационной структурой и бизнес-процессами, уверяет она.