Минкомсвязи ограничит госзакупки зарубежного софта

Минкомсвязи решило, что поддержать разработчиков отечественного программного обеспечения можно, ограничив госзакупки иностранного
Е.Разумный
Е.Разумный / Ведомости

С 1 июля 2015 г. государственные заказчики, желающие купить программное обеспечение, должны будут ограничиться тем, что внесено в реестр отечественного программного обеспечения, либо обосновать невозможность такого ограничения. Об этом говорится в предложении Минкомсвязи о преференциях отечественному программному обеспечению при госзакупках. Текст предложения министерства есть в редакции, сотрудник ведомства, участвовавшего в подготовке документа, подтвердил его подлинность. 30 октября предложение отправлено в правительство, сообщили ТАСС в Минкомсвязи.

25 сентября премьер Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минпромторгу, Федеральной антимонопольной службе и Роспатенту проработать меры импортозамещения программного обеспечения для нужд госсектора и госкомпаний. Минэкономразвития сообщило, что только 30 октября получило предложения Минкомсвязи о перечне отечественных программных продуктов и порядке предоставления преференций его производителям, сейчас этот документ находится на рассмотрении.

В предложении Минкомсвязи говорится, что реестр отечественного программного обеспечения начнет формироваться 1 апреля 2015 г. Заявление о внесении в реестр вместе с эталонным образцом программы будет принимать подведомственная Минкомсвязи организация (ее должны определить до 31 марта 2015 г.). Заявление рассмотрит экспертный совет из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ассоциаций разработчиков и иных некоммерческих организаций. Совет отказывает просителю либо включает программное обеспечение в реестр и тогда классифицирует его - базовый классификатор появится до 30 июля 2015 г.

Если в реестре будет программный продукт с нужными характеристиками, заказчик при госзакупке должен будет ограничиться им. Но госзаказчики смогут обосновать невозможность или нецелесообразность ограничения закупки в специальном отчете. С 1 июля по 31 декабря 2015 г. такие отчеты будут составляться в произвольной форме, а с 1 января 2016 г. министерство установит к ним подробные требования. Некоторые отчеты могут быть признаны необоснованными, и в документе говорится, что это может повлечь правовые последствия, которые также планируется установить до 31 декабря 2015 г. О закупках заказчики должны будут отчитываться в единой информационной системе в сфере закупок, и анализ этой информации позволит доработать критерии реестра. Также эта аналитика позволит обсуждать установление минимальной доли внесенного в реестр программного обеспечения в закупках. Министерство не исключает формирования отдельного реестра, куда могло бы войти программное обеспечение, созданное в Белоруссии и Казахстане, - на него могли бы распространяться предложенные Минкомсвязи преференции.

Министерство также планирует в первом полугодии 2015 г. создать в составе правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни подкомиссию по мониторингу закупок продуктов и услуг в области IТ, которая будет рассматривать программы развития информационных систем компаний с госучастием. А для перехода федеральных органов исполнительной власти на свободное программное обеспечение Минкомсвязи планирует разработать методические рекомендации.

Меры, предложенныt Минкомсвязи, повлияют на госзакупки, уверен гендиректор ABBYY Сергей Андреев, но как сильно - будет зависеть от внешних обстоятельств: если санкции будут нарастать, то чем больше пользователей посчитают их значимыми для себя, тем активнее зарубежные программы будут замещаться российскими. По его мнению, правительство одобрит инициативу Минкомсвязи - она полностью укладывается в тренд строительства внутри страны полных производственных цепочек. С тем, что правительство одобрит предложение Минкомсвязи, согласен и президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров.

В России уже есть наработки и команды в большинстве сегментов программного обеспечения, сообщает исполнительный директор ассоциации «Отечественный софт» Евгения Василенко: ассоциация составила каталог, в нем более 200 программных продуктов.

Данные ассоциации «Отечественный софт» можно использовать при создании государственного реестра, уверена Василенко.

В каталоге перечислены типы программного обеспечения: операционные системы для персональных компьютеров, серверов и мобильных устройств, базы данных, офисные приложения, инженерный софт, системы управления предприятием, антивирусы, системы виртуализации. Зарубежные программные продукты сопоставлены с аналогами российского производства. Правда, из-за обилия функций программного обеспечения абсолютных аналогов не бывает - два программных продукта всегда будут чем-то различаться, говорит Василенко. Поэтому при выборе отечественных решений вместо зарубежных ассоциация предлагает отталкиваться от требований к программе.

Пока российские продукты при госзакупках популярностью не пользуется - суммы, которые идут иностранным вендорам, в десятки раз больше, чем российским разработчикам, говорит председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок Антон Назаркин.

Российских аналогов многих программных продуктов сейчас не существует и потребуется не один год, чтобы приблизиться к функциональности западных решений, продолжает Назаркин: стремительный переход на российские продукты будет сопровождаться интеграционными издержками и нанесет серьезный ущерб операционной деятельности предприятий.

Многие государства, в том числе Китай и США, имеют подобную политику поддержки собственного производителя, замечает Игорь Богачев, вице-президент IT-кластера «Сколково», бывший гендиректор «SAP СНГ». Там, где уже созданы российские аналоги, закупки иностранного программного обеспечения уменьшатся, продолжает он, в первую очередь это прикладные программы: системы управления предприятием, компьютерного моделирования и управления жизненным циклом изделий, документооборота, это бизнес-аналитика, решения в области информационной безопасности, мобильные платформы. Импортозамещение баз данных, офисных пакетов и операционных систем планировать рано - из-за недостатка альтернатив, считает он, да и западные вендоры могут повысить российское содержание продуктов, для этого есть инструменты, обкатанные на разных рынках, например совместные предприятия.

В документе Минкомсвязи сказано, что преференции могут трактоваться как нарушение положения Генерального соглашения по тарифам и торговле - неотъемлемой части Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., к которому Россия присоединилась 16 декабря 2011 г. Россия не участвует в соглашении ВТО о госзакупках, поэтому регулировать их может самостоятельно, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Но Россия участвует в соглашении о субсидиях и, если целью или результатом госзакупок стали субсидии российского производителя в ущерб зарубежным аналогам, это будет нарушением норм ВТО, поясняет Рачков.

Если государства - члены ВТО сочтут, что Россия нарушает договоренности, они могут запросить орган по разрешению споров провести консультации, продолжает Рачков, - этого могут потребовать, например, США. Если в течение двух месяцев эти консультации не приведут к достижению договоренности между спорящими государствами, инициатор вправе потребовать учреждения третейской группы, излагает Рачков порядок разрешения споров. И если уполномоченный орган решит, что Россия нарушила обязательства, он потребует изменить законодательство в будущем, заключает юрист, но предупреждает: о взыскании причиненного западным разработчикам ущерба речи не идет.

Представители Минкомсвязи не ответили на запрос «Ведомостей». Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова направила «Ведомости» к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который курирует связь в правительстве. Его представительница отказалась от комментариев.

Представитель Microsoft сообщил, что компания не комментирует законодательные инициативы. Представители компаний SAP и Oracle на запрос «Ведомостей» не ответили.