"В контакте" запустит платформу мобильных игр

Социальная сеть хочет увеличить доходы за счет игр, которые только в прошлом году принесли ей 2 млрд рублей
Chris Ratcliffe
Chris Ratcliffe / Bloomberg

В ближайшее время компания запустит игровую платформу для разработчиков игр на мобильных устройствах, рассказал «Ведомостям» представитель «В контакте» Георгий Лобушкин. Сейчас игровые приложения есть только в web-версии социальной сети.

Это будет платформа для тех, кто создает игры под операционные системы iOS и Android (правда, приложение для iOS до сих пор заблокировано Apple). Платформа, по словам Лобушкина, будет работать в рамках основного мобильного приложения «В контакте»: в нем появится список игр, а также функция оповещения игроков.

Только в прошлом году «В контакте», говорит Лобушкин, выплатила разработчикам 2 млрд руб. В 2013 г. социальная сеть взимала с разработчиков игр 45% доходов, с мобильными играми отчисления в пользу социальной сети вырастут до 50%. Раз так, то только от игр компания могла получить более 4 млрд руб.

Но эти данные не совпадают с теми, которые недавно публиковал в своем годовом отчете акционер соцсети - Mail.ru Group (владеет 52%). По данным группы, вся выручка «В контакте» составила 3,8 млрд руб. Это меньше 4 млрд руб., а ведь еще не учтены доходы от продажи рекламы. Однако ранее источник в Mail.ru Group объяснял такое расхождение разницей учета по стандартам российской и международной отчетности: так, РСБУ учитывает отчисления партнерам в выручку, а МСФО - нет (а Mail.ru отчитывается как раз по МСФО).

Прогнозы будущих доходов от мобильных игр «В контакте» не дает. Но перетекание пользователей со стационарных компьютеров на мобильные устройства - это общемировой тренд. У «В контакте», по данным TNS за май 2014 г., было 52 млн пользователей. По словам Лобушкина, из них 45 млн заходят в сеть с мобильных устройств, а 7 млн человек пользуются «В контакте» только через смартфоны и планшеты.

А самыми доходными приложениями на мобильных устройствах, по данным аналитической компании Distimo, являются игры и социальные сети. Например, по итогам 2013 г. все 10 самых доходных приложений в магазине Apple AppStore оказались играми. В магазине Google Play одним из самых доходных стало приложение японского мессенджера Line, но оно опять же в значительной степени зарабатывает на играх. В прошлом году на iOS на игры пришлось 63% всех продаж, а самыми доходными играми оказались Clash of Clans от компании Supercell и Candy Crush Saga от King. По данным App Annie, в 2013 г. доходы от мобильных игр стали приносить больше выручки, чем игры для портативных приставок.

Запуск мобильной платформы «В контакте» - хорошая новость, но надо помнить, что все три больших мобильных платформы - Apple iOS, Google Android и Microsoft - предпочитают установки приложений через свои официальные магазины, а там разработчики обязаны отчислять компаниям 30% доходов, говорит основатель инвесткомпании IMI.VC Игорь Мацанюк. Получается, что разработчики игр для «В контакте» будут платить дважды - 30% владельцам платформ и еще половину самой социальной сети, что не очень выгодно. Было бы логично, если бы «В контакте» заключала с разработчиками предварительные соглашения, в которых бы гарантировала определенный объем трафика, считает Мацанюк.

Кроме того, непонятно, как «В контакте» будет контролировать платежи в чужих приложениях, добавляет он. Лобушкин говорит, что «В контакте» решила эту проблему таким образом: все приложения будут издаваться под брендом «В контакте», а уже потом компания будет отчислять разработчикам их долю.

Мацанюк считает, что Facebook вышла из этой ситуации изящней: у соцсети нет своей мобильной платформы, но она очень эффективно продает рекламу мобильных приложений и таким образом зарабатывает на маркетинге, а не на платежах внутри игр.

По итогам 2013 г. сегмент мобильных игр в России вырос почти на 70%, говорит руководитель игрового направления Mail.Ru Group Олег Шпильчевский. Социальные игры снизили темпы прироста по сравнению с прошлыми периодами, однако не стоит забывать, что на данный момент они занимают большую долю рынка онлайн-игр: по итогам 2012 г. социальные и мобильные игры занимали соответственно 26 и 7% рынка в России, что в абсолютных цифрах составляло $353 млн и $99 млн, рассказывает он.