"Яндекс" займется "большими данными"
Компания уже заработала "миллионы долларов" на контрактах с "Роснефтью" и StatoilВ сообщении говорится, что новый проект Завалишиной связан с обработкой больших массивов информации - Big Data («большие данные» - базы разрозненных данных, объем которых требует разработки специальных инструментов для их обработки. - «Ведомости»). Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова говорит, что подробности проекта компания пока раскрыть не готова.
"Мы сотрудничаем с «Яндексом», но не по проектам Big Data", - говорит представитель «Мегафона» Татьяна Зверева. По ее словам, «Мегафон» сам занимается определением недовольных или склонных к оттоку клиентов: «Для нас важно сохранить конфиденциальность информации о клиентах». Кстати, "большинство мировых операторов также предпочитают не рисковать данными абонентов и анализируют эту информацию сами", добавляет она.
Гендиректор «Яндекс.Денег» Евгения Завалишина покидает пост, чтобы заняться в «Яндексе» новым международным проектом, говорится в сообщении «Яндекс.Денег». Ее место займет Мария Грачева, ранее работавшая директором по развитию «Яндекс.Денег».
Однако в феврале этого года о серьезном интересе «Яндекса» к Big Data в интервью журналу «Секрет фирмы» рассказал гендиректор поисковика Аркадий Волож. В частности, он сообщил, что первые эксперименты с Big Data в области геологоразведки «Яндекс» начал в 2012 г., когда приобрел долю в компании «Сейсмотека». У компании уже есть заказы от нефтяных компаний: российской «Роснефти», норвежской Statoil.
«У наших партнеров постоянно появляются вычислительные задачи, а мы им предоставили наши распределенные системы. Сейчас за четыре часа считается то, на что раньше уходило 26 дней. Результат - приток новых контрактов», - рассказывал Волож. По его словам, «Яндекс» уже зарабатывает на Big Data «первые миллионы»: «Это еще не сотни миллионов. Конечно, у «Яндекса» выручка больше миллиарда, но миллионы в новой области нам интересны».
Недавно ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов говорил «Ведомостям», что планирует обсудить с Воложем создание в НИУ ВШЭ факультета Data Science. Мелкумова уточнила, что «Яндекс» давно готовит специалистов в области обработки и хранения больших данных. «Специалисты, умеющие работать с большими данными и технологиями машинного обучения, сегодня невероятно востребованы. Уже больше шести лет мы готовим таких специалистов в Школе анализа данных», - заключает она.
Волож привел еще несколько примеров работы «Яндекса» с Big Data. В 2013 г. «Яндекс» по просьбе одного из мобильных операторов сделал прогноз, кто из его абонентов может уйти к другому оператору: «Заказчик проверил - действительно, ушли. Сказал: молодцы, вот вам свежие данные, теперь скажите, кто в следующем месяце уйдет». Правда, ни один из операторов «большой тройки» не признался, что заказывал у «Яндекса» такой прогноз.
Кроме того, «Яндекс» работает над анализом данных в реальном времени. «Например, в современном самолете тысячи датчиков во время полета измеряют давление, температуру, вибрацию и прочее. По этим данным можно лучше просчитать маршрут и сэкономить 2% горючего. А 2% горючего в мире - это миллиарды долларов в год», - говорил Волож.
МТС сотрудничает с «Яндексом» с прошлого года: в «Яндекс.Картах» для смартфонов есть раздел «Мониторинг связи МТС», где абонент оператора может сообщить о недостаточной скорости доступа в интернет, помехах при разговоре, невозможности дозвониться, обрыве соединения, отсутствии сети или доступа к интернету (сообщение отправляется оператору сразу, как только доступ появляется) и т. д., рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, местоположение абонента определяется автоматически, информация поступает в службу техподдержки оператора и используется затем для планирования строительства сетей или оптимизации базовых станций в этом районе. В целом статистика передвижений абонентов по городу уже давно используется МТС для планирования сетей: «в частности, прогнозируя скопление абонентов в конкретных районах, мы превентивно увеличиваем пропускную способность сетей для высокого качества связи даже в часы пиковых нагрузок», добавляет Солодовников.
Обработка больших объемов данных применяется во всех областях - от спецслужб до финансовых и телекоммуникационных компаний, говорит вице-президент IBS Group Сергей Мацоцкий. Например, после пропажи малайзийского "Боинга" Rolls-Royce еще несколько часов получал данные двигателей самолета, и обработка этих данных - тоже Big Data. Для «Яндекса» - это родной рынок, продолжает Мацоцкий: все, что связано с переводами и индексацией, - та же самая технология, что используется при обработке больших данных. То, что «Яндекс» решил вплотную заняться этой темой, - хороший шанс для России выйти и на международный рынок Big Data, считает он.