Программистов-льготников станет больше

Минфин поддержал инициативу Минкомсвязи о распространении льготы по страховым взносам на более широкий круг IT-компаний. Сейчас платить по сниженной ставке – 14% от фонда оплаты труда вместо 34% – могут только разработчики ПО, в которых трудится 50 человек и более; теперь на эту льготу могут претендовать фирмы с числом сотрудников от 30

О том, что Минфин принципиально согласился с предложением Минкомсвязи, журналистам рассказал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Первоначально Минкомсвязи предлагало распространить льготу на все софтверные компании (90% выручки которых приносит продажа ПО), в которых трудится хотя бы 25 человек. Но Минфин, по словам Щеголева, повысил планку до 30 сотрудников. Соответствующие изменения уже внесены в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ», уточнил «Ведомостям» заместитель министра связи Илья Массух: Дума приняла соответствующие поправки еще месяц назад, а 3 декабря их утвердил президент. Воспользоваться льготами компании смогут уже с января 2012 г.

Снижения ставки по выплатам в Пенсионный фонд добился в первую очередь сам бизнес, а Минкомсвязи и Минэкономразвития его поддержали, считает президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Сам «Руссофт» еще в 2009 г., когда закон о страховых взносах только вышел, обратился к Медведеву с просьбой предусмотреть льготы для небольших софтверных компаний, а затем вместе с коллегами из регионов продвигал эту идею в СМИ и в интернете. Сейчас это предложение наконец услышано, рад он. Теперь надо добиваться смягчения нормы, согласно которой под льготу подпадают только компании, доходы которых на 90% формируются продажей ПО, считает Макаров. Уложиться в эти 90% компании мешают банальные причины – например, курсовые разницы (если часть выручки валютная), объясняет он и предлагает заменить 90 на 80% либо рассчитывать 90% не от общей выручки, а от дохода от основной деятельности.

На льготу могут претендовать в том числе и «дочки» зарубежных софтверных компаний при условии, что они зарегистрированы и платят налоги в России, говорит Массух. Правда, в российских «дочках» крупных зарубежных корпораций, как правило, уже сейчас достаточно сотрудников для того, чтобы иметь право на льготу: например, в штате российской SAP около 700 человек. А часть зарубежных компаний работает в России через представительства, на которые льгота не распространяется, например Symantec, говорит ее представитель. Не распространяется льгота и на большинство стартапов, работающих в интернете; их доходы, как правило, формируются за счет платных услуг и рекламы, а не продажи софта, напоминает представитель Fast Lane Ventures, создающей интернет-проекты для последующего привлечения соинвесторов.

Софтверные компании часто размещали по крайней мере часть бизнеса за рубежом, в более благоприятных с налоговой точки зрения юрисдикциях. Например, у Luxoft (подконтрольный IBS Group разработчик ПО на заказ) за рубежом примерно 2/3 бизнеса, говорит ее гендиректор Дмитрий Лощинин. Впрочем, и в России у Luxoft работает около 3000 человек, так что ее местные «дочки» уже пользуются льготой по страховым взносам.