ЖЖ теряет аудиторию
Крупнейший сервис блогов Livejournal.com («Живой журнал», ЖЖ) теряет аудиторию: в этом году в России она сократилась примерно на четвертьС января по август 2011 г. месячное число уникальных пользователей мирового ЖЖ снизилось на 8,2 млн до 27,7 млн (-23%), а российского – на 2,8 млн до 8,6 млн (-25%), следует из материалов Comscore. Снижение месячной аудитории ЖЖ в тот же период фиксирует и TNS Media Research: в мире – на 3,4 млн до 26,5 млн (-11%, здесь TNS ссылается на счетчик Unique Visitors), в России – на 3,9 млн до 10,9 млн (-26%).
Падение посещаемости ЖЖ вызвано совокупностью причин, считает Антон Носик, бывший руководитель службы блогов SUP Fabrik (эта компания владеет ЖЖ). С одной стороны, из-за двух DDoS-атак в этом году ЖЖ не работал столько, сколько не простаивал за все годы своего существования, а даже несколько часов простоя кардинально меняют распорядок жизни блогеров и их читателей, говорит он. Другая причина – растущая популярность социальных сетей: развивается Google+, улучшается Facebook, которые дают пользователям больше возможностей для общения и самовыражения, лучше приспособлены для работы с мобильными устройствами, отмечает Носик.
Спад был временный и только в период атак – даже топовые блогеры, заявляющие о своем уходе, остались в LiveJournal, парирует руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова. «Аудитория LiveJournal заметно выросла за последние три года, среднегодовой рост составляет 40%. Традиционно у большинства сайтов рунета в летний период наблюдается спад посещаемости, и в данном случае корректнее смотреть на динамику в сравнении с аналогичными месяцами прошлого года», – считает она.
Но данные TNS показывают, что в прошлом году в январе – августе летний спад отъел у ЖЖ в мире всего 0,5 млн аудитории (около 2%), а в России она и вовсе выросла – на те же 0,5 млн (4%). Так что сезонность в данном случае немногое объясняет.
Кроме того, указывает Иванникова, в отчеты TNS не включен мобильный трафик, а он у LiveJournal за год вырос на 70%. Но абсолютных цифр мобильного трафика она не называет.
В 2007 г. Livejournal.com приобрела компания SUP Fabrik Александра Мамута и Эндрю Полсона (сейчас помимо Livejournal.com ей принадлежат Gazeta.ru, спортивный ресурс «Чемпионат.ру», автомобильный портал Quto.ru и др.).
Тогда эксперты оценили сделку в $30 млн. В 2008 г. совладельцем SUP стали структуры предпринимателя Алишера Усманова.
Сейчас структуры Мамута и Усманова владеют приблизительно равными долями в SUP, небольшой пакет принадлежит менеджменту, рассказывает гендиректор ИД «Коммерсантъ» (также принадлежит структурам Усманова) Демьян Кудрявцев. По его словам, инвестиции в SUP Fabrik каждого из партнеров в течение четырех лет составили «десятки миллионов долларов». Финансовых показателей Livejournal.com он не раскрыл, отметив, что проект прибылен.
Топ-менеджера одной из интернет-компаний это удивляет. Только расходы на персонал SUP могут составлять около $6 млн, а сам по себе Livejoural.com вряд ли собирает рекламу больше чем на $3 млн в год, предполагает он.
Участники рекламного интернет-рынка затрудняются оценить, сколько зарабатывает LiveJournal на размещении рекламы в блогах. Очевидно, что с сокращением аудитории будет снижаться и интерес к ЖЖ рекламодателей, рассуждает гендиректор рекламного агентства IContext Мария Черницкая. Но пока посещаемость LiveJournal достаточно высока и площадок с такими показателями очень мало в рунете, отмечает она. В том или ином виде реклама будет присутствовать в ЖЖ даже при более серьезном сокращении аудитории, предполагает Черницкая.