На Играх-2024 дебютирует брейкинг, но без России всех сильнейших там не будет

    Российские спортсмены отстранены от официальных стартов, но успешно участвуют в коммерческих
    На первом чемпионате Европы по брейкингу, который прошел в 2021 г. в Сочи (на фото), россияне выиграли общий зачет, завоевав три золота и два серебра /ФТСАРР

    Олимпийские игры обрастают уличными видами спорта. Для Токио-2020 в программу включили BMX-фристайл, баскетбол «3 х 3» и скейтбординг. Теперь же к ним добавился брейкинг, более известный в России как брейк-данс. Соревнования по четырем субкультурным дисциплинам пройдут в центре Парижа на площади Согласия, где летом возведут трибуны для зрителей и площадки для спортсменов. 

    Состязания по брейкингу намечены на 9 и 10 августа. Но этого момента танцевальный вид спорта ждал полвека. Стиль возник в США в 1970-х, первые соревнования прошли в 1990-е, а в 2018-м дисциплина вошла в программу юношеской Олимпиады в Буэнос-Айресе. В Париже разыграют два комплекта медалей – по одному для мужского и женского зачетов.

    Би-бои и би-герлы

    Изначально стиль ритмичного танца, зародившийся на улицах нью-йоркского района Бронкс, назывался брейкинг. Понятие «брейк-данс» появилось спустя несколько лет благодаря американским журналистам. В таком виде оно попало в русский язык, хотя сами танцоры его не признают. «Есть у брейкинга и другое название: би-боинг, – объясняет «Ведомости. Спорту» чемпион Европы по брейкингу в составе сборной России Константин Елисейцев. – Участники соревнований по брейкингу – это би-бои (bboy, где b – сокращенно от break. – «Ведомости. Спорт») и би-герлы (bgirl)». Эту же классификацию использует и Международный олимпийский комитет, разделивший соревнования по брейкингу на женскую и мужскую дисциплины.  

    Многие ошибочно считают, что название направления происходит от английского break в значении «ломать». Но это не «ломаный» танец и не танец под «ломаную» музыку. Break в музыкальном контексте означает «перерыв»: во время дискотек диджеи делали паузы между сетами и включали на время барабанный бит. Но танец продолжался – так появилась целая субкультура, которая трансформировалась в вид спорта, где соединяются акробатика и музыкальный ритм. А еще break на нью-йоркском сленге означает «делать что-то невероятное», что также хорошо ложится в концепцию дисциплины, где приветствуются сложные комбинации элементов.

    Выделяют несколько таких движений: windmill (танцор опирается на нижнюю часть спины и вращает туловищем с расставленными в стороны ногами), air flare (повороты вокруг собственной оси вниз головой с переставлением рук), freezes (замирания в такт мелодии) и т. д. На соревнованиях оценивают технику исполнения, соответствие мелодии и артистичность. Спортсмены состязаются в формате батлов, т. е. выходят один на один. Хотя бывают и командные турниры, где на танцполе состязаются группы. «Всемирная федерация танцевального спорта (WDSF) признала брейкинг и проводит соревнования с 2018 г., – рассказывает Елисейцев. – Организаторы взяли те же правила, что приняты в нашей субкультуре батлов: сначала ты делаешь танцевальный выход, затем соперник. Судьи показывали рукой, кто победил. Сегодня они выставляют оценки на планшетах. Чаще всего соревнуются 16 или 32 танцора – число, кратное 8, чтобы проводить турниры по олимпийской системе». 

    Заранее подготовить номер почти невозможно: участники соревнований не знают, под какую музыку будут танцевать, так что каждое выступление – это импровизация на основе выученных элементов. «Выход длится 30–45 секунд, – объясняет Константин. – Может быть, минуту или чуть больше, но это значит, что ты очень силен физически». Классическими для брейкинга музыкальными жанрами считаются фанк и соул 1970-х, а также хип-хоп. Мелодии ставит диджей – так будет и на Олимпиаде. В последние годы организаторы отказываются от музыки, защищенной авторскими правами, потому как она не позволяет транслировать состязания в интернете. Правда, в России, по словам Елисейцева, батлы часто стримят в ВК, где за подобное пиратство не наказывают.

    /ФТСАРР

    Россияне во Франции

    В России брейкинг появился в середине 1980-х – поначалу как танец. Стихийные батлы переросли в соревнования, возникли школы и секции, так что с годами направление эволюционировало до весьма успешной дисциплины. Одно из преимуществ этого вида спорта – доступность: для танца нужна лишь удобная одежда, колонки и ровная площадка. «Я познакомился с брейкингом в 2007-м, когда мне было восемь лет, – рассказывает «Ведомости. Спорту» чемпион Европы в командном зачете Дмитрий Белоногов. – Но на вторую тренировку не попал: разоделся как 50 Cent, и маме это не понравилось. Записался на карате, куда после занятий приходили брейк-дансеры. Решил еще раз попробовать – уже без рэперских штанов, и освоился. И тогда, и сейчас воспринимал брейкинг не как спорт или танец, а как субкультуру, ну или два в одном». 

    С бюрократической точки зрения вопрос «Спорт или танец?» был актуальным до 2017 г., когда брейкинг включили в реестр Минспорта. Сейчас его курирует Всероссийская федерация танцевального спорта, брейкинга и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР). Причем в отличие от аналогичных организаций во многих других странах в России делают ставку не только на индивидуальные соревнования, но и на командные. Вторые не так распространены в мире, и на Олимпиаде их не будет, зато они делают турниры более масштабными. 

    ФТСАРР проводит чемпионат и первенство России по брейкингу, а еще Break Rumble – серию турниров в разных городах страны. Ключевое событие осени – Russian Open Breaking Championships, куда съезжаются лучшие спортсмены, причем не только России. «Это соревнование высочайшего уровня, – говорит Елисейцев. – Там работают именитые судьи, есть иностранные участники – даже сейчас едут танцоры из Китая, Кореи, Бразилии, Венесуэлы, Казахстана, Белоруссии и т. д. И там очень крупные призы: победитель батла «один на один» получает 500 000 руб. Команды – больше миллиона. У нас в России, как ни странно, все это проводят на хорошем уровне. Часто делают для галочки, но в брейкинге получилось суперкруто». Константин также называет важным «имиджевым мероприятием» Breaking Summer Fest, куда в 2023 г. приезжали судьи из США. В этот раз ждут танцоров из стран БРИКС – соревнование станет частью Игр стран-участниц.

    Российские спортсмены котируются и в мире. В 2021 г. WDSF провела в Сочи первый чемпионат Европы. Хозяева выиграли командный зачет: три золота и два серебра. В финале мужской дисциплины Елисейцев одолел другого россиянина – Джамаля Асадулаева, в женском финале сошлись Наталья Килиачихина и Александра Вавилкина-Качанова (обе – Россия) – выиграла Наталья. Остальные награды достались спортсменам из Испании, Италии, Бельгии и Финляндии. Через год соревнования прошли в Манчестере, но россиян туда не пустили. Сейчас им закрыт путь и на многие фестивали и коммерческие турниры, не связанные с WDSF. Но россиян ждут в Южной Корее, Японии и на некоторых коммерческих стартах в Европе. По словам Елисейцева, соглашаются не все – добираться приходится за свой счет и это сейчас дорого. «Когда наши доезжают, они забирают все первые места», – добавляет Константин и приводит в пример – Battle of the Year. Это очень престижное международное событие, в 2023 г. его принимала Япония. В Токио выиграла московская команда Predatorz Crew, и ее происхождение никак не скрывалось. Соперниками россиян стали танцоры из США, Бельгии, Нидерландов, Греции, Южной Кореи и других стран. 

    «Я сейчас во Франции представляю Россию на местных коммерческих соревнованиях, – отмечает Дмитрий Белоногов. – Брейкинг – часть хип-хоп культуры, и один из главных посылов – Peace, love, unity and having fun («Мир, любовь, единство, получение удовольствия». – «Ведомости. Спорт»). Наша культура вне политики, тут без разницы, кто какой национальности. Хотя в плане официальных соревнований мы от мира отрезаны». 

    Дмитрий надеялся выступить на Олимпиаде-2024, но шансы поехать на турнир – минимальные. Юридически россияне допущены к квалификации в нейтральном статусе, но список участников отборочных стартов уже определен. «Конечно, это удар по ментальной составляющей любого спортсмена, – говорит Белоногов. – Ты тренируешься, посвящаешь брейкингу все свободное время, мечтаешь, а потом бац – не можешь участвовать».

    В Париже выступят 32 танцора – по 16 мужчин и женщин. Окончательный список будет сформирован к лету. Но уже сейчас можно предположить, кто будет фаворитом, – за ориентир можно взять чемпионат мира 2023 г. под эгидой WDSF. Лучшим среди би-боев стал 29-летний американец Виктор Монтальво, среди девушек – 16-летняя литовка Доминика Баневич. «Сейчас в отсутствие России самые сильные – США, Голландия, Франция и Япония. У них больше всего шансов», – резюмирует Елисейцев. 

    Нашивки спонсоров

    Большое количество коммерческих событий с солидными призовыми – следствие серьезного интереса к брейкингу со стороны спонсоров. Впрочем, известные бренды поддерживают не только организаторов фестивалей и турниров, но и участников.

    «Я сотрудничаю с Red Bull, – говорит Белоногов. – К счастью, компания не ушла из России. Моя задача – выступать в одежде с ее логотипом и представлять бренд, за это я получаю финансовую поддержку. Это не основной доход, лишь небольшой бонус. В плане контракта в теории есть потенциал для роста, но сейчас, по понятным причинам, это очень сложно. Компания приостановила развитие на российском рынке. Поэтому пока без движения вперед, но и без отката назад». 

    По словам Дмитрия, за границей спортсмены подписывают контракты со спортивными производителями Nike, Adidas и Puma. Также с некоторыми сотрудничают автопроизводители – Mercedes и Toyota. В России же, как отмечает Белоногов, на танцоров местные большие бренды пока почти не обращают внимания. То же самое касается и букмекеров, которые сотрудничают с организаторами соревнований, но персонально танцоров поддерживают редко.