700 млн рублей и 11 000 допинг-проб в год: как РУСАДА работает в условиях санкций

    Запросов на терапевтические исключения стало больше
    Главной темой второго Всероссийского форума чистого спорта было восстановление статуса РУСАДА /Предоставлено организатором форума

    22 сентября исполком Всемирного антидопингового агентства (WADA) продлил санкции в отношении Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Международная организация требует полностью интегрировать положения своего базового документа – Всемирного антидопингового кодекса (ВАК) – в российское законодательство. Пока это не будет сделано, спортсмены из России не смогут выступать на топ-турнирах под национальным флагом. Кроме того, страну оставили без права проводить соревнования под эгидой международных федераций.

    История отстранения

    Впервые РУСАДА лишили статуса соответствия в 2015 г. на основании отчета экс-президента WADA и многолетнего члена Международного олимпийского комитета Дика Паунда о допинге в российской легкой атлетике. В 2018 г. РУСАДА временно восстановили в правах – с обязательством передать WADA базу данных Московской антидопинговой лаборатории (LIMS) за 2012–2015 гг.

    Эксперты WADA выявили следы манипуляций с файлами – и противостояние с РУСАДА снова перешло в острую фазу. В сентябрьском заявлении WADA говорится, что к осени 2023-го на основании данных LIMS дисквалифицировано 218 россиян. Еще 63 спортсменам предъявлены обвинения.

    История LIMS стала поводом для новых санкций. РУСАДА потеряло статус, а российских спортсменов отстранили на четыре года от участия в крупных международных соревнованиях. 17 декабря 2020 г. Спортивный арбитражный суд (CAS) сократил бан до двух лет, но запрет на национальный флаг оставил в силе.

    Действие санкций должно было завершиться в декабре 2022-го, но в WADA отказались автоматически возвращать РУСАДА статус соответствия. Причиной стало несоответствие российского законодательства ВАК, последнюю редакцию которого выпустили в 2021-м.

    К примеру, в ВАК содержится описание 11 видов нарушений. В Общероссийских антидопинговых правилах РУСАДА то же число, а вот в законе – лишь восемь. Эта цифра взята из Антидопинговой конвенции ЮНЕСКО 2005 г., которую подписала Россия. Примечательно, что конвенция действует до сих пор, но WADA не призывает менять ее положения.

    В декабре 2022 г. группа депутатов Госдумы во главе с Дмитрием Свищевым подготовила поправки в закон о спорте с целью добавить туда три недостающих вида антидопинговых нарушений (соучастие, сотрудничество с дисквалифицированным тренером и преследование информаторов). Но, как отмечал в разговоре с «Матч ТВ» член наблюдательного совета РУСАДА Олег Барабанов, законопроект получил ряд негативных отзывов в нижней палате парламента.

    В апреле 2023 г. был представлен новый вариант законопроекта, который опять не прошел все чтения. 24 сентября Свищев объявил, что документ по-прежнему в Госдуме и «в случае положительного заключения правительства и администрации президента законопроект будет принят, а все пробелы будут устранены».

    При этом непонятно, когда это случится и будет ли этого достаточно для возвращения статуса соответствия РУСАДА. В конце мая глава WADA Витольд Банька заявил, что «вера в независимость российской антидопинговой системы остается очень низкой».

    Варианты решения

    Чтобы обсудить проблемы восстановления и дальнейшую стратегию развития, РУСАДА 21 и 22 сентября провело в Суздале второй Всероссийский форум чистого спорта. Участниками мероприятия стали министр спорта РФ Олег Матыцин, глава Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков, депутаты Госдумы Дмитрий Свищев и Евгений Ревенко, представители спортивных федераций (Елена Вяльбе, Ирина Привалова, Марина Сечина и др.), юристы и другие эксперты.

    Как отметила в разговоре с «Ведомости. Спортом» генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова, в агентстве не согласны с претензиями WADA, поскольку РУСАДА является общественной организацией и не наделено правом законодательной инициативы. Более того, требованиями к РУСАДА WADA нарушает положения ВАК, где сказано, что национальные антидопинговые агентства должны быть независимыми от государственных органов.

    Вероника Логинова руководит РУСАДА с декабря 2021-го /Предоставлено организатором форума

    «Требование внести изменения в законодательство выходит за рамки нашей компетенции, – объясняет Логинова. – Со своей стороны мы сделали все возможное для возвращения статуса соответствия. В сентябре 2022 г. WADA провело в дистанционном режиме наш аудит – проверили все регламентирующие и отчетные документы, планирование и процесс тестирования и многое другое. Мелкие недочеты мы быстро устранили, но осталось вот это критическое замечание».

    Один из авторов поправок в закон о спорте Евгений Ревенко на форуме в Суздале заявил, что «претензии WADA предвзятые», и призвал РУСАДА обжаловать решение о продлении санкций: после подачи российским агентством уведомления о несогласии спор может дойти до CAS. О перспективах разбирательства между WADA и РУСАДА в суде высказался и кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой спортивного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина Александр Орлов.

    «В документах WADA четко не написано, что конкретно должно менять РУСАДА, – сказал он, выступая на форуме. – Если иск будет подан и CAS примет негативное решение в отношении восстановления РУСАДА, я очень удивлюсь, поскольку не знаю ни одной нормы, на которой такое решение могло быть основано. Мы здесь правы, у нас хорошая юридическая позиция».

    Также Орлов посоветовал обратить внимание на опыт Белоруссии, где с момента появления новой редакции ВАК в 2021-м законодательные нормы приобрели рамочный характер – в них нет конкретики, они отсылают правоприменителей к антидопинговым правилам. После появления такой юридической конструкции WADA не имела претензий к Антидопинговому агентству Белоруссии. Возможно, такую же схему стоит перенять и России.

    «Безотносительно позиции WADA никто не подвергает сомнению, что ситуация, когда закон страны не соответствует правилам этой же страны, – неправильная. Нормативные акты должны быть унифицированы», – добавил спортивный юрист.

    Пока эксперты ищут варианты решения проблемы, Россия остается единственным из восьми крупнейших плательщиков агентства (помимо РФ это США, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Япония и Канада), который до сих пор не заплатил взнос за 2023 г. Долг составляет порядка $1,27 млн. Впрочем, отказываться от своих обязательств Минспорта не собирается. России посчитали сумму взноса как члену Совета Европы, хотя в марте 2022-го она покинула организацию. Как только WADA пересчитает сумму с учетом этого обстоятельства, деньги будут перечислены. 

    Последствия санкций

    Санкции не проходят для РУСАДА незаметно. Бюджет организации в 2023-м составил около 700 млн руб., сообщила Логинова «Ведомости. Спорту». Значительная его часть уходит на тестирования. Так, в нынешнем году РУСАДА планирует взять 11 000 проб, каждая из них будет стоить в среднем 60 000 руб.

    Столь серьезная сумма объясняется несколькими факторами. Во-первых, на территории России отсутствуют аккредитованные WADA лаборатории, поэтому пробы приходится отправлять за рубеж (зачастую в Турцию и Австрию), что требует дополнительных логистических затрат. Во-вторых, оборудование для биологического тестирования, одобренное WADA, закупается в Швейцарии, а цены на него сильно выросли.

    Еще одно негативное последствие отстранения РУСАДА – запрет на участие в международных органах спорта для представителей России. К примеру, даже при нынешней редакции санкций Логиновой придется выйти из комиссии Европейского олимпийского комитета по медицине и антидопинговой политике.

    По словам главы РУСАДА, продолжение санкций повышает риск введения ограничений на операционную деятельность агентства. «Речь может пойти, например, о запрете на проведение тестирований и обработку результатов силами РУСАДА. Эти функции могут передать другим организациям. Надеюсь, этого не будет, ведь для нас операционная деятельность самая важная», – объясняет «Ведомости. Спорту» Логинова.

    Впрочем, есть и положительный эффект от санкций. Главный из них – повышение общего уровня грамотности в антидопинговых вопросах. В частности, во Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), которая больше всех пострадала от проблем с допингом (с ноября 2016-го по март 2023-го членство организации в World Athletics было приостановлено), теперь стараются включать как можно больше людей в пулы тестирования, чтобы к деятельности федерации было минимум вопросов.

    «РУСАДА, наверное, уже устало от числа наших заявок, – рассказывает «Ведомости. Спорту» первый вице-президент ВФЛА Ирина Привалова. – В ходе нашего отстранения мы перелопатили основные документы. Начали применять другие методические тренировочные подходы, выработали специальные упражнения. Процесс получается дольше, но качественнее».

    Кроме того, российские спортсмены начали активнее пользоваться разрешениями на терапевтическое использование. «Мы часто сталкивались с ситуациями, когда спортсмен и врач избегали этих разрешений, которые были необходимы по здоровью, потому что не знали, как их правильно оформить, – говорит «Ведомости. Спорту» председатель комитета РУСАДА по терапевтическому использованию, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук Виктория Бадтиева. – Если в 2016-м подавалось 40 запросов, то в последние годы цифра уже на уровне 100. Но Европа и Северная Америка, где правовая грамотность чуть выше, по-прежнему заметно впереди – там подают 600–700 заявок на исключения в год».

    Президент ОКР Станислав Поздняков в беседе с «Ведомости. Спортом» заявил, что, находясь под санкциями, Россия стремится выработать собственный алгоритм эффективной борьбы с использованием запрещенных веществ, поскольку «традиционная система выявления допинга, основанная на национальном и международном пуле тестирования, стала неэффективна, для нас она не работает». Поздняков высоко оценил работу РУСАДА в последние годы – по его словам, уже сейчас «есть все предпосылки признать агентство одной из самых эффективных структур в спортивном мире в вопросах предотвращения допинга».

    При этом разрывать отношения с WADA никто не собирается. Основные спикеры форума в Суздале сошлись на том, что диалог необходимо продолжать. Важнейший шаг на пути возвращения статуса соответствия – унификация положений ВАК и федерального закона о спорте.