Министр здравоохранения заявил об отсутствии дефицита лекарств в России
Нехватка в аптеках спровоцирована ажиотажем среди покупателей, уверен онФармацевтические компании подтверждают стабильные поставки лекарственных препаратов в России, заверил министр здравоохранения Михаил Мурашко на совещании в режиме видео-конференц-связи (ВКС) «Единой России» и Минздрава по доступности лекарственных средств. «Ажиотажный спрос спровоцирован, в общем, каким-то фейками и недостоверной информацией по ряду препаратов, – сказал Мурашко. – Все эти препараты в наличии, они поступают, и никаких рисков для плановой терапии нет». Он добавил, что государство продолжает регулировать цены на жизненно важные лекарственные препараты списка (ЖНВЛП). С 24 февраля по 16 марта средневзвешенные цены на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, выросли на 5,7%, рассказал на заседании думского комитета по охране здоровья (также прошло 21 марта) заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко. На ЖНВЛП в этот же период цены в среднем выросли на 2%.
Объем продаж лекарств в аптеках вырос на 53% в упаковках и на 93% в рублях, сообщила первый замдиректора по развитию фонда «Росконгресс» Анастасия Столкова. Она полагает, что «отсутствие препаратов определяет ажиотаж со стороны населения». «У людей в регионах нет информации, нет понимания, чем они будут лечить тяжелобольных детей, что будет с поставками лекарств в следующем году», – отметила Столкова.
Как полагает замминистра здравоохранения Сергей Глаголев, предприятиям сейчас нужно дать возможность оперативно заменять фармсубстанции и вспомогательные вещества, позволить импорт лекарств в иностранной упаковке по облегченной процедуре, а также предусмотреть ввоз незарегистрированных препаратов, как это было в ковидное время. Но фармпроизводители не уверены, что способны обеспечить все потребности в лекарственных препаратах в будущем.
Гендиректор группы компаний «Герофарм» (производит в России входящие в ЖНВЛП инсулины по принципу полного цикла, включая производство субстанций) Петр Родионов рассказал, что сейчас производители цены не поднимали, но в аптеках они выросли в 2–3 раза – на номенклатуру, которая не входит в список ЖНВЛП. «Есть остатки [лекарств] на складах у дистрибуторов, есть на складах у аптечных сетей, даже у нас на складах есть, но есть производственное время, которое требуется для производства новых серий, и сегодняшние цены не позволяют укладываться в текущую себестоимость», – отметил он. После ВКС он объяснил «Ведомостям», что «Герофарм» за семь лет индексировал цены на препараты инсулинового ряда на 1–5% за весь период: «Но за последние 20 дней мы видим как колебания курса, так и существенные изменения в стоимости логистики». Он также выразил опасения, что контракты на оборудование, которое закупает «Герофарм» в рамках своей инвестиционной программы, могут быть не исполнены из-за санкций и риска отказа поставщиков работать с российскими компаниями. На ВКС Родионов также сообщил, что «Герофарм» уже обратился в Росздравнадзор, предупредив о возможной дефектуре. Согласно действующей процедуре, если Росздравнадзор увидит риски, о которых предупреждают производители, он может перенаправить обращение в ФАС. По словам Родионова, другие производители тоже подавали подобные заявления. Кто именно обратился в Росздравнадзор, Родионов не сообщил.
В Росздравнадзоре на запрос, какие еще фармпроизводители обратились в ведомство и в чем была причина отказов, оперативно не ответили.
В подготовке материала участвовали Екатерина Гробман и Валерия Мишина