На правах рекламы

Цена и ценность: о чем может рассказать только финансовая отчетность по МСФО

Светлана Крапивенцева – руководитель практики МСФО КСК групп
Светлана Крапивенцева – руководитель практики МСФО КСК групп / КСК групп

По мнению финансовых аналитиков, сложный период, переживаемый российской экономикой, – это не кризис, а, скорее, новая объективная реальность, условия и среда, в которых предстоит функционировать отечественному бизнесу в ближайшем обозримом будущем. Современное сообщество (в первую очередь – потребители, а за ними и предприниматели) стало очень осмотрительным во всем, что касается финансов. Решения принимаются в соответствии с ответами на базовые вопросы: «А есть ли реальная потребность в этой услуге/товаре?», «В чем ценность?», «Соответствие цены и ценности?» (при этом под ценой мы понимаем величину потраченных ресурсов, а под ценностью – приобретаемый эффект). Эти вопросы волнуют не только покупателей торговых центров, но и инвесторов, управляющих, собственников. Ценность – это та отдача, которую следует ожидать от бизнеса, цена – это сумма вложений ради ожидаемой отдачи. Признавая гуманитарное значение любого бизнеса, но концентрируясь на финансовых аспектах, мы признаем, что цель деятельности коммерческого предприятия – это рост благосостояния его владельцев через получаемые от бизнеса дивиденды и увеличение стоимости бизнеса как такового, то есть капитализацию.

Оценить стоимость бизнеса и рассчитать доли прибыли, распределяемой на дивиденды, можно лишь учитывая все составляющие этого показателя. Это не только привычные всем статьи расходов, такие, как оплата труда и материалов, уменьшающие общую выручку от продаж. Это и будущие обязательства по выданным гарантиям, риски по налоговым и судебным делам, обесценение (потеря ценности) запасов на складе, рост рыночной стоимости финансовых инструментов.

Для того чтобы объективно представить информацию о компании ее руководству (собственникам и управленцам), были разработаны и продолжают совершенствоваться Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – единый свод принципов подготовки финансовой отчетности, понятный в любой стране мира и обеспечивающий базу для решений и сравнений. Компании, лидирующие на рынке, применяют МСФО – это факт. Исключения только подтверждают общее правило. Кто-то скажет, что, лидеры могут позволить себе траты на подготовку и аудит отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности, поскольку зарабатывают выше рынка. А что, если посмотреть на это с другой стороны? Может быть, лидеры зарабатывают выше рынка именно потому, что тратят (читай – инвестируют) в отчетность по МСФО и в другие эффективные инструменты управления?

Какие преимущества и возможности дает бизнесу отчетность по МСФО? Прежде всего, информацию для принятия решений, приносящих прибыль выше рынка. Это происходит за счет выявления финансовых резервов для роста бизнеса и оперативного отсечения неэффективных (неприбыльных) направлений. За счет понимания реальной стоимости активов и обязательств, раскрытия большого объема информации, а, значит, обязательного с ней ознакомления заинтересованных лиц и анализа с их стороны.

Рассмотрим простой пример. В обычном бухгалтерском/управленческом учете имеются, с одной стороны (в активе), товарный знак в сумме расходов на его регистрацию 10 000 руб., а с другой, в составе обязательств – заем 1 000 000 руб. Нужно отметить, что расходы на регистрацию знака в управленческом учете списываются, поскольку он практически не ориентирован на признание внеоборотных активов, и любое расходование средств сразу относится на текущий финансовый результат. Таким образом, получается, что (по бухгалтерскому/управленческому учету) дефицит собственных средств – 990 000 руб.

А если оценить компанию через призму Международных стандартов финансовой отчетности? Сколько на самом деле она стоит? Оказывается, что товарный знак, например VivaLaVita® (фантазия автора), позволяет продавать бутылку воды в три раза дороже, чем такую же бутылку воды из соседнего источника, но без известного лейбла. К тому же обязательства в 1 000 000 руб. следует погасить только через семь лет, что означает текущую стоимость обязательства 550 000 руб. при рыночной ставке процента 10%. Вот и получается, что в отчетности по МСФО в активах будет бренд в справедливой оценке 700 000 руб., а в пассиве – обязательств на 550 000 руб., что говорит о чистых активах в 150 000 руб. Как вы думаете, на базе какой информации следует принимать решение о покупке, развитии данной компании или инвестировании в нее средств? Ответ очевиден.

Безусловно, для операционных (ежедневных) решений необязательно готовить отчетность по международным стандартам. Но они для этого и не предназначены. Международные стандарты финансовой отчетности структурируют информацию для выработки стратегии, а также решений, направленных на ее реализацию и контроль достижения. Но при этом нужно помнить, что ежедневно собираемая информация должна иметь необходимые свойства для дальнейшей ее обработки и подготовки отчетности по МСФО. Под свойствами имеются в виду признаки, которые позволяют классифицировать информацию нужным образом: например, срок службы и группа основного средства, категории финансового инструмента и т. д.

Так почему же до сих пор лица, принимающие решения, редко используют второй вариант подачи информации? Прежде всего, потому, что не хватает знаний о том, что такое на самом деле нематериальный актив, что такое дисконтированный денежный поток и эффективная ставка процента. При этом стоит отметить, что те руководители, которые получают отчетность по МСФО, находятся в более выгодном положении, поскольку знают истинное состояние вещей и принимают обоснованные решения. Взвешенные управленческие решения принимаются, во-первых, при наличии качественной информации, а, во-вторых, при должном понимании этой информации. Известный пример – это закон Сарбейнс-Оксли в США, принятый после ряда крупных финансовых скандалов. Этот правовой акт, помимо прочего, требует, чтобы все члены Совета директоров и CEO компаний были финансово образованными, умели понимать и анализировать отчетность. В России такого обязательного требования нет (хотя отдельные элементы содержатся в правилах листинга биржи), но в тех компаниях, где адекватно оценивают риски, связанные с финансовой отчетностью, и ответственность за принятые на ее основе решения, стремятся соблюдать это правило.

И все же следует признать, что на сегодняшний день в РФ количество финансово образованных управленцев, знающих толк в полноценной финансовой отчетности, не соответствует масштабам нашей экономики и количеству бизнес-единиц. Некоторые эксперты считают, что одна из причин повторяющихся экономических кризисов – тотальная неподготовленность пользователей отчетности: управленцев, инвесторов и даже регуляторов. В перманентно меняющемся экономическом пространстве непрерывно учиться должны не только составители отчетности, но и пользователи, те, кто принимает на ее основе стратегические решения.

Для достижения описанных выше целей бизнеса необходимо обеспечение трех факторов, а именно: безопасности, устойчивости и развития. Оценить их соблюдение на базе отчетности по МСФО можно следующим образом.

Устойчивость, как исключение внутренних рисков, можно оценить с помощью таких показателей, как: отрицательная динамика управленческих расходов, рост оборачиваемости капитала, формирование резервов по гарантийным обязательствам, должное соотношение собственного и заемного капитала, отсутствие признаков обесценения активов.

Безопасность означает, прежде всего, неподверженность бизнеса внешним угрозам. Контролировать соблюдение этого фактора позволяют многие аспекты финансовой отчетности. Например, реальная оценка активов и обязательств компании с учетом временной стоимости денег обеспечивает информацией о том, чем на текущий момент бизнес располагает и сколько должен. Ведь все понимают, что миллион в кассе ценится значительно выше, чем миллион, который можно получить через год (учитывая риск, инфляцию и упущенный доход). Сопоставление денежных потоков по срокам их поступления и срокам погашения обязательств выявляют сложности своевременного их выполнения . Оценка вероятности погашения дебиторской задолженности (долги покупателей и выданные авансы) и величина резерва сомнительных долгов крайне важны во избежание получения прибыли, не подкрепленной соразмерным денежным потоком. Сбалансированная стоимость привлечения капитала и оценка риска изменения процентных ставок позволяют осмотрительно выбирать источники финансирования и использовать наиболее дешевые и менее рискованные. Анализ денежных статей (прежде всего, валютные счета и задолженность покупателей в иностранной валюте) на предмет валютных рисков своевременно предупреждают о необходимости использования защитных валютных механизмов (например, хеджирование или фиксация валютного курса). Информация в отчетности о событиях, произошедших после отчетного периода, а также событиях, способных потенциально повлечь дополнительный отток или приток денежных средств, привлекает внимание пользователя к возможным позитивным или негативным последствиям, позволяет учитывать риски и возможности при принятии решений.

Устранение внутренних и внешних угроз обеспечивает основу для устойчивого развития бизнеса. О том, насколько компания заботится о непрерывности своей деятельности (продолжении ее в обозримой перспективе) и сегодня обеспечивает свой будущий успех, рассказывают данные отчетности по МСФО в соответствующих разделах.

Так, наличие признаков того, что научная разработка может быть использована, например, при производстве востребованного продукта, позволяет в МСФО признать расходы на НИОКР в виде нематериального актива в отчете о финансовом положении (балансе). Для сравнения, в российской системе учета (РСБУ) практически все расходы на НИОКР капитализируются в активы, тем самым вводя в заблуждение пользователей отчетности: активы по умолчанию должны приносить доход, а ждать от неудавшихся разработок дохода нет никакого смысла.

Информация о денежных средствах, направленных на приобретение новых компаний и иных долгосрочных активов (в отчете о движении денежных средств), свидетельствует о модернизации парка оборудования, технологий и поиске новых возможностей, будь то новые рынки или новые продукты. Именно об устойчивом (а не галопирующем) развитии свидетельствует связь между динамикой выручки, динамикой операционной прибыли и расходами на обслуживание капитала. Эти сведения позволяют убедиться в отсутствии овертрейдинга (резкого роста продаж, не обеспеченного производственной базой) и контроля дебиторской задолженности, часто приводящем к краху бизнеса.

Продемонстрировать эффект от внедрения отчетности по МСФО можно не только на словах, но и на конкретных цифрах. Возьмем пример из недавней практики. Благодаря подготовке отчетности по МСФО российская компания, созданная учеными, разработавшими уникальные методы обработки металлов против коррозии, смогла получить поддержку и финансирование со стороны крупной венчурной компании и отладить современное высокотехнологичное производство. Общий бюджет на подготовку и аудит отчетности по МСФО, а также оценку разработок составил около 2 млн руб. Грант составил более 210 млн руб. Таким образом, инвестиция в отчетность по МСФО окупилась в размере 208 млн руб., инвестированных в компанию.

Следующим шагом на пути развития компании, признавшей для себя международные стандарты отчетности, является переход от сугубо отчетных данных к планируемым показателям, определяемым также на базе МСФО, и анализу отклонений между планом и фактом. Прогрессивные компании внедряют систему бюджетирования с учетом аналитики, используемой для МСФО-отчетности, тем самым обеспечивая максимальную управляемость и контроль за финансовым положением бизнеса. Для внедрения этого финансового инструмента на базе МСФО необходима управленческая воля и понимание, что это не просто статья расходов, а инвестиции в прозрачность, управляемость и эффективность компании.

Отчетность по международным стандартам важна, прежде всего, для менеджмента и собственников, а также для инвесторов, кредиторов или регуляторов (биржи, ЦБ и т. д.). МСФО помогает правильно выбрать стратегию и контролировать ее реализацию. Опираясь на многолетний опыт и широкий охват рынка, эксперты практики МСФО КСК групп констатируют успех компаний, внедривших отчетность по МСФО как часть общей системы управления бизнесом.

ООО «КСК»

Архив