Присадка ММА: нет места новации в родном Отечестве?
С 1 января 2016 г. к производству на НПЗ будет разрешен только бензин 5 класса. Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее - ТР ТС 013/2011) не допускает присутствие в нем октаноповышающих присадок на основе N-метиланилина (ММА). В этой связи с будущего года для повышения октанового числа бензина можно будет использовать только кислородсодержащие добавки, в частности, метил-трет-бутиловый-эфир (МТБЭ). Каким образом эти изменения отразятся на производителях ММА, нефтеперерабатывающих заводах и топливном рынке в целом?
В 2011-2014 гг. доля «Евро-5» в производстве бензина в России выросла с 2 до 75%, тогда как доля «Евро-4» снизилась с 26 до 9%, а доля «Евро-3» - с 41 до 11% (данные Минэнерго). Значимым фактором этого сдвига оказалась акцизная политика правительства, стимулировавшая производителей переходить на выпуск высокоэкологичных топлив: например, в 2014 г. акциз на бензины 5 класса составлял 6450 рублей за 1 тонну, в то время как на бензины 4 и 3 классов - 9916 рублей за 1 тонну и 10725 рублей за 1 тонну соответственно (данные 269-ФЗ от 30.09.2013).
В то же время доля высокооктановых бензинов (АИ-95, АИ-98) за тот же период выросла менее чем на 10 процентных пунктов (с 21,5 до 30%). Это говорит о том, что большая часть бензинов класса Евро-5, выпускаемых в России, имеет октановое число не выше 92. Ситуацию не исправит модернизация НПЗ, об окончании которой уже сообщил ряд крупных нефтеперерабатывающих компаний. Поэтому задачу выпуска высокооктановых топлив, как и прежде, придется решать при помощи октаноповышающих присадок.
Однако со следующего года возможность использования одной из них (ММА) окажется для отрасли нефтепереработки закрытой. Это связано с тем, что на момент разработки ТР ТС 013/2011 не были проведены испытания, которые бы явились основанием для допуска данной присадки в производство бензинов 5 класса. Они состоялись в 2014 г. (уже после принятия ТР ТС 013/2011) на полигоне «НАМИ» (аккредитован Минпромторгом) на автомобиле «LADA PRIORA», оборудованном двигателем 5 класса. Их итоги показали, что использование ММА с моющей присадкой в выпуске бензинов 5 класса в концентрации не более 1,0% по объему не оказывает негативного воздействия на содержание вредных веществ и мощность работы двигателя.
В апреле 2014 г. отчет о результатах испытаний был направлен во все профильные Министерства. На основе этого документа Департамент переработки нефти и газа Минэнерго провел совещание с представителями нефтеперерабатывающих компаний, на котором обсуждался вопрос применения присадок на основе ММА в выпуске бензинов 5 класса. Итоги совещания его участники зафиксировали в протоколе № 06-84 пр от 28.04.2014, отметив в нем консолидированную позицию нефтеперерабатывающей отрасли о необходимости снятия ограничения на вовлечение добавок на основе N-метиланилина в производстве бензинов экологического класса 5.
Руководствуясь принятым решением, в апреле 2014 г. производители ММА (ПАО «Пигмент» и ОАО «Волжский оргсинтез») при непосредственной поддержке и участии Департамента переработки нефти и газа Минэнерго запустили процедуру внесения изменений в ТР ТС 013/2011 в отношении установления нормы объемной доли ММА в размере 1,0% в бензинах 5 класса. В силу длительности процедуры пересмотра Техрегламента, занимающей не менее 18 месяцев, Минэнерго предложило допустить использование ММА на временной основе (до 2019 г.), после чего подготовило соответствующий проект Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), направив его на рассмотрение в Минэкономразвития и Минпромторг, Ростехнадзор и ФТС. Проведя внутренние экспертизы по этому вопросу, вышеуказанные министерства и службы выступили с поддержкой инициативы Минэнерго, обозначив необходимость в перспективе внести изменения именно в текст ТР ТС 013/2011.
Затем сформированное мнение Российской стороны относительно переноса сроков использования ММА в бензинах эко-класса 5 рассмотрели в ЕЭК. В качестве заключения ЕЭК обратилась в ноябре 2014 г. в адрес Аппарата Правительства РФ с письмом, в котором обозначила необходимость корректировки непосредственно самого ТР ТС 013/2011 в отношении ММА, потребовав от профильных министерств РФ проработать соответствующие предложения в короткие сроки. В ответ Минэкономразвития и Минпромторг подтвердили ранее выраженные ими позиции относительно снятия ограничений на использование ММА. Минэнерго же заявило о преждевременности такой корректировки и необходимости проведения дополнительных исследований на предмет допустимости применения ММА без моющей присадки в выпуске бензинов 5 класса. Тем самым Минэнерго выступило с позицией, по нашему мнению, прямо противоположной той, которую оно заняло в апреле 2014 г. (тогда оно стало инициатором пересмотра ТР ТС 013/2011). В итоге с декабря 2014 г. процесс пересмотра нормы о применении ММА в автобензинах 5 эко-класса был полностью остановлен, хотя видимые причины для этого отсутствовали.
От изменения позиции Минэнерго в полном недоумении остались производители ММА. В марте 2015 года при посредничестве Российского союза химиков они обратились с официальным письмом к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и возобновить начатый в 2014 году процесс внесения изменений в ТР ТС 013/2011, чтобы допустить использование N-метиланилина в бензинах 5 класса в концентрации не более 1,0% по объему. Аппарат Правительства в апреле 2015 г. вновь поручил Минэнерго, Минпромторгу и Минэкономразвитию рассмотреть данное обращение. В ответ на это Минэкономразвития и Минпромторг в очередной раз подтвердили свою позицию относительно ММА и обозначили необходимость внесения соответствующих изменений в ТР ТС 013/2011. В Минэнерго же ответили, что такая корректировка возможна только после получения результатов испытаний ММА в бензине 5 класса, изготовленном без добавления моющей присадки.
Важно отметить, что проведение испытаний ММА в сочетании с моющей присадкой являлось пожеланием представителей нефтеперерабатывающих компаний России, следующих европейским стандартам в выпуске экологичных и экономичных топлив; использование моющих присадок расширит их возможности по экспорту бензинов за рубеж. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Всемирная топливная хартия, последняя редакция которой была принята в сентябре 2013 г., содержит рекомендации о применении моющих присадок. В США их использование стало обязательным еще в 1995 г., когда были приняты соответствующие поправки к Закону о чистом воздухе. В Евросоюзе прямых требований о применении моющих присадок нет, но при этом более 90% реализуемых в ЕС топлив содержит их. Именно поэтому требование Минэнерго о проведении испытаний без моющих присадок, по нашему мнению, не является уместным.
В Минэнерго также указывали, что европейские требования предполагают отказ от металло- и аминосодержащих соединений. В реальности в ЕС действует запрет только на применение соединений, содержащих металлы. Ограничений в отношении аминов нет и во Всемирной топливной хартии. Нельзя не отметить, что в Соединенных Штатах существует запрет на МТБЭ, введенный после случаев проникновения МТБЭ в грунтовые воды. Причиной являлась более высокая растворимость МТБЭ по сравнению с остальными компонентами бензина - это делало его особенно опасным в случае повреждения подземных резервуаров с топливом. С 1999 по 2005 гг. запрет на МТБЭ ввели 25 штатов, после чего он был внедрен на федеральном уровне.
Что произойдет, если пересмотр ТР ТС 013/2011 так и не состоится? Уже сегодня с полным основанием можно утверждать, что в этом случае отрасль нефтепереработки ждет ряд негативных последствий. Чтобы заместить потребление ММА, заводы будут вынуждены использовать в максимальных объемах такие кислородсодержащие добавки, как МТБЭ, ТАМЭ, ЭТБЭ. На сегодняшний день совокупный объем производства ТАМЭ и ЭТБЭ составляет не более 350 тыс. тонн, в силу чего с 2016 года основной октаноповышающей добавкой станет МТБЭ.
Однако для замены 70-80 тыс. тонн ММА, ежегодно потребляемых рынком, дополнительно потребуется около 700-800 тыс. тонн МТБЭ, причем в дальнейшем этот показатель будет только расти. В Минэнерго рассчитывают, что к 2020 г. мощности по производству МТБЭ увеличатся как у нефтяных (со 172,5 до 477,5 тыс. тонн), так и у нефтехимических компаний (с 1215,3 до 1436,3 тыс. тонн). Загвоздка в том, что уже в следующем году (т.е. задолго до наступления 2020 г.) из-за перехода на выпуск бензинов только 5 класса потребность в оксигенатах (кислородосодержащих добавках) вырастет вдвое - с 1 до 2 млн тонн. Результатом окажется нехватка октаноповышающей присадки и, как следствие, дефицит топлив с октановым числом 95 и 98, который, по расчетам Минэнерго, может составить от 4 до 7 млн. тонн.
Дефицит присадки повлечет за собой рост цен на нее. В пользу этого тезиса говорит тот факт, что ежегодно в период сезонного увеличения спроса на бензин цены на МТБЭ увеличиваются в среднем на 10-15%. Именно это в свое время заставило НК «ЛУКОЙЛ» выступить с предложением ввести экспортную пошлину на присадку на уровне 90% и обнулить импортную пошлину на нее (сейчас она составляет 5%). Данные меры могли бы позволить избежать дефицита продукции на внутреннем рынке и необоснованного роста цен, однако Минэнерго сочло их преждевременными.
Цены на кислородосодержащие присадки будет подстегивать вверх и дефицит изобутилена, который является основным сырьем для производства МТБЭ: среди компонентов, используемых при выпуске данной добавки, его удельный вес достигает 65%.
Отказ от пересмотра ТР ТС 013/2011 также приведет к серьезному ухудшению положения региональных градообразующих предприятий, выпускающих ММА, - «Волжский оргсинтез» (Волгоградская область) и «Пигмент» (Тамбовская область). В частности, закрытие производства ММА на ПАО «Пигмент» повлечет за собой сокращение годового объема выпуска продукции на 45%, снижение налоговых отчислений на 50% и рост себестоимости всех продуктовых групп, ряд из которых участвует в программе импортозамещения. Речь, в первую очередь, идет об органических пигментах, оптических отбеливателях и сульфаминовой кислоте - единственным производителем этих продуктов на территории России и стран СНГ является ПАО «Пигмент». Повышение себестоимости сделает их неконкурентоспособными на рынке, что, в конечном счете, приведет к прекращению их выпуска на предприятии. Для завода это будет означать дополнительное снижение объемов производства на 20-30% и сокращение численности сотрудников, а для России - потерю единственной площадки по производству вышеперечисленных продуктов. На фоне таких перспектив особенно примечательным выглядит тот факт, что в апреле 2015 г. Минпромторг включил «Пигмент» в перечень предприятий, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли и потому претендующих на получение поддержки в целях импортозамещения.
Нельзя при этом не отметить, что под угрозой закрытия окажутся смежные химические предприятия, также принимающие участие в выпуске ММА, - «Промсинтез» (Самарская область) и ФКП «Завод имени Свердлова» (Нижегородская область). Как итог, порядка 10 тыс. человек останутся без работы, а региональные бюджеты - без значительной части налоговых поступлений.
Что касается рынка присадок, то он из конкурентного превратится в монопольный, что неминуемо приведет к росту цен на октаноповышающие компоненты. Это, в конечном счете, скажется на росте цен на бензины.
Всех этих негативных последствий можно избежать, возобновив процедуру внесения корректировок в ТР ТС 013/2011, остановленную в декабре, тем более что для этого есть все документальные основания.
Снятие ограничений на использование ММА в производстве бензинов 5 класса сохранит в регионах тысячи рабочих мест. Помимо этого, рынок присадок будет развиваться в условиях здоровой конкуренции, а у НПЗ сохранится право выбора: применять либо МТБЭ, либо ММА, либо обе присадки совместно (что, как показывает практика, дает лучший экономический эффект). Риски дефицита высокооктановых топлив и резких скачков цен на них будут значительно снижены В выигрыше, так или иначе, окажутся все участники цепочки по производству бензинов: поставщики сырья и октаноповышающих добавок, НПЗ и конечные потребители топлив, которые будут гарантированно получать продукт, отвечающий всем экологическим стандартам.
В конечном счете, в условиях, когда страной взят курс на развитие отечественных инноваций, неправильно запрещать производство продукта, разработчики которого в 2002 году получили Премию Правительства России в области науки и техники.
ПАО «Пигмент»
(4752)795094