После ареста Дмитрия Михальченко у структур его холдинга начались проблемы
Портфель госконтрактов «Балтстроя» сократился, оборот порта Бронка ниже запланированногоБасманный суд Москвы 27 декабря продлил на три месяца – до 29 марта 2017 г. арест гендиректора холдинга «Форум» Дмитрия Михальченко. Он был арестован 29 марта и обвиняется в контрабанде алкоголя. Тогда же по делу о хищениях при реставрации Изборской крепости были арестованы гендиректор АО «Балтстрой» Дмитрий Сергеев и управляющий Александр Коченов.
«Балтстрой» входит в холдинг «Форум», как и Единый центр документов (ЕЦД), порт Бронка, Прядильно-ниточный комбинат им. Кирова, завод «Измерон», рестораны Buddha-Bar, Il Lago dei Cigni, Tse Fung и около 30 предприятий общепита, в том числе на вокзалах и в ЕЦД.
Положение сразу нескольких активов холдинга в этом году изменилось. «Балтстрой» снизил объем госконтрактов в девять раз по сравнению с 2015 г. до 1 млрд руб., компания выиграла 12 госконкурсов из 63. После ареста топ-менеджмента часть контрактов была расторгнута. В 2015 г. подрядчик выиграл 42 конкурса из 73 (сумма контрактов – 9,5 млрд руб.), в 2014 г. победил в 34 из 66 госконкурсов (18 млрд руб.), по данным «СПАРК-Интерфакса». В 2016 г. компания усилила работу по взысканию долгов, сумма исковых требований за год выросла с 52 млн до 790 млн руб. Основные заказчики – комитет по строительству Петербурга, управление делами президента, ГУП «УКС Реставрация», Минкульт России и др. Заказчики опасаются работать с «Балтстроем», тем более когда не ясны перспективы уголовного дела, полагает президент «Универсального финансового консультанта» Юрий Красковский. Многие бизнес-процессы в российских компаниях завязаны на деловых контактах руководителя, говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. Если контрагенты видят, что собственник арестован, у них возникает соблазн временно приостановить платежи, чтобы не привлекать внимания контролирующих органов, объясняет он: «Многие считают, что без основного акционера бизнес пойдет под откос, а в случае банкротства у контрагентов останется только кредиторская задолженность перед банкротом, которую можно будет выкупить со скидкой». На запрос «Ведомостей» в «Балтстрое» и холдинге «Форум» не ответили.
Самый крупный проект холдинга – порт Бронка. За восемь месяцев порт обработал 20 776 TEU, а за полгода – около 20% от годового плана. Более подробных данных о грузообороте пресс-служба «Форума» не предоставила. До ареста Михальченко ФТС предлагала перенести все полномочия по декларированию постов Балтийской таможни в Бронку, в апреле она предложила сделать в порту Центр электронного декларирования (ЦЭД). После ареста руководителя ФТС Андрея Бельянинова в июле и от этих планов было решено отказаться. Пока посты Балтийской таможни сохраняют свои полномочия, в Бронке действует ЦЭД, который скоро будет перенесен на территорию Петербурга, говорит источник в СЗТУ. Международные корпорации, в том числе судовые линии, предпочитают не работать с компаниями, владельцы которых находятся под следствием, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов.
Осенью управление платной парковкой у Московского вокзала перешло от ЗАО «Торговый дом Московского вокзала» (учредитель – «Форум») к ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга».
Комбинат им. Кирова планирует создать производство ниток для шитья и рукоделия (320 млн условных катушек в год), проект получил статус стратегического в сентябре 2016 г., говорит представитель комитета по инвестициям. Девелопер ООО «Меркатор», связанный с «Форумом», планирует построить на Московском проспекте, 114, около 85 000 кв. м жилой недвижимости.