Просрочка по кредитам строителей за год выросла в полтора раза

Стоит ожидать падения отрасли, считают эксперты
У строительных компаний быстрее, чем в других отраслях, растет просроченная задолженность/ А. Гордеев/ Ведомости

Доля просроченных строительным компаниям рублевых кредитов выросла за год почти на 9 процентных пунктов до 22,9%, следует из материалов ЦБ. В абсолютных цифрах просроченная задолженность увеличилась почти в полтора раза: с 243,3 млрд до 363,3 млрд руб. Велика и доля реструктурированных кредитов: по состоянию на 1 апреля 2016 г. – каждый второй крупный кредит, пишет ЦБ.

У строительных компаний быстрее, чем в других отраслях, растет просроченная задолженность, этот рынок раньше других попадает под негативное влияние кризисных факторов, считает представитель Альфа-банка. По сравнению с началом 2014 г. доля просроченной задолженности строителей выросла в 4 раза, указывает гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Николай Алексеенко: с 2013 г. резко увеличилось число строительных компаний – банкротов: в 2015 г. несостоятельными признаны 2713 компаний, почти в 5 раз больше, чем в 2014 г.

В сегменте коммерческой недвижимости использовались валютные кредиты, но резкая девальвация рубля и снижение арендных ставок вынудили конвертировать часть кредитов в рубли, знает директор по инвестициям компании MR Group Алексей Годованец. В среднем сейчас ставки по рублевым кредитам – 14–17%, но кредит получить сложно, говорит коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов.

Рост просроченной задолженности ЦБ объясняет финансовыми сложностями отдельных крупных заемщиков – и сообщает, что самые заметные банкротства и самые серьезные проблемы с финансовой устойчивостью были в сегменте «промышленное строительство». Многих строителей подкосила подготовка к Олимпиаде, они потянут за собой компании, которые занимаются инфраструктурным строительством, говорит топ-менеджер банка из первой десятки. На пальцах одной руки можно пересчитать организации, способные на крупные инфраструктурные проекты, говорит руководитель строительной компании. В последние два года практически перестали работать «Мостовик», «Инжтрансстрой», «Мосинжстрой», «Тоннельный отряд 44» и т. д. В конце 2015 г. заявление о банкротстве подала компания «Мостострой № 6» (транспортное строительство). В секторе промышленного строительства доля стоимости оборудования выше, им нужны более длинные, чем в жилом секторе, заемные деньги, объясняет исполнительный директор ГК «МИЦ» Даромир Обуханич.

Но лихорадит и другие сегменты строительной отрасли. Большое количество проектов в торговой недвижимости в 2015 г. заморожено, пишет ЦБ. По данным CBRE, в новых торговых центрах Москвы средняя доля вакантных площадей – 22% (при среднерыночных 9,2%), а на складах свободно около 11,1% площадей.

Наиболее уязвим оказался офисный сегмент: запрашиваемые ставки аренды в долларах в 2015 г. снизились на 30–50% (в сравнении с 2014 г.). Реализовался валютный риск, комментирует представитель Альфа-банка: владельцы недвижимости предпочитали кредиты в валюте, а арендный поток сейчас у них рублевый.

Отрасль поддерживает жилищное строительство и стимулированный спрос населения, полагает Алексеенко из РАСКа. Но и здесь уже падение: по данным Росстата, в I квартале 2016 г. ввод жилья снизился на 16% по сравнению с I кварталом 2015 г. – до 15,6 млн кв. м.

«Реструктуризация и рост доли просроченных кредитов – результат текущего кризиса. Часто кредит – единственный способ выжить, но это бремя усугубляется нестабильностью платежеспособного спроса. Привлеченные год-два назад кредиты после резкой смены макроэкономического климата и спада на рынке привели к таким показателям», – комментирует Обуханич.

В 2015–2016 гг. застройщики судорожно пытались компенсировать за счет кредитов недостаточные поступления от продаж, считает партнер «Химки групп» Дмитрий Котровский.

В сегменте коммерческой недвижимости большинство заемщиков успели реструктурировать кредиты, говорит директор отдела исследований рынка CBRE Олеся Дзюба: либо банки отсрочили и увеличили размер шарового платежа (крупный платеж, закрывающий кредит), либо заемщики предоставили дополнительное обеспечение. Банки не хотят забирать актив за долги, констатирует она.

Если тенденция сохранится, через пару лет новых объектов станет гораздо меньше, считает Алтухов. Уже в этом году основные показатели по отрасли могут снизиться на 20–25%, уверен Алексеенко. «Достраиваются проекты, начатые 2–3 года назад, новых почти нет. Это произведет оздоравливающий эффект: по мере восстановления экономики доля свободных площадей будет снижаться», – считает Дзюба.

«У банков сегодня сильное давление на капитал, поэтому они требуют при реструктуризации добавить в залог либо денежный поток, либо дополнительный объект. Не все компании могут это сделать, каким-то придется уйти, и рынок консолидируется», – говорит член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко. «Строительство – одна из отраслей, которые больше других подвержены негативному влиянию кризиса. Но есть компании с хорошей финансовой устойчивостью. Каждую сделку банк рассматривает индивидуально, и благодаря такой политике просроченная задолженность по кредитам строителям у банка существенно ниже, чем в среднем по рынку», – сообщила пресс-служба ВТБ.