Депутат требует расторгнуть соглашение по Западному скоростному диаметру

В этом году бюджет Петербурга должен выделить концессионеру более 4 млрд рублей
ЗСД обходится бюджету слишком дорого, считает депутат
ЗСД обходится бюджету слишком дорого, считает депутат / Е. ЕГОРОВ / Ведомости

Соглашение о ГЧП сроком на 30 лет администрация Петербурга подписала с концессионером ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, консорциум «ВТБ капитала», Газпромбанка, IC Astaldi) в конце 2011 г. Стоимость строительства центрального участка ЗСД (почти 12 км) – около 120 млрд руб., из которых около 70 млрд руб. – привлекает концессионер, остальное – из федерального бюджета.

Депутат Алексей Ковалев направил прокурору Петербурга Сергею Литвиненко обращение с просьбой проверить законность соглашения о строительстве, финансировании и эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД). Он просит принять меры вплоть до признания документа недействительным в суде из-за ущерба, который он наносит городской казне.

По соглашению в 2016 г. бюджет должен перечислять концессионеру разницу между планируемым доходом от эксплуатации ЗСД и доходом в 9,6 млрд руб., который гарантирует правительство Петербурга. Город должен компенсировать МСС недополученную прибыль, размер которой тот сам же и определяет, недоволен Ковалев. Только в 2016 г. прогнозируемые выплаты концессионеру из городского бюджета составят 4,7 млрд руб., пишет он, ссылаясь на вице-губернатора Игоря Албина. Это почти 1% расходов бюджета, возмущается депутат. В поправки к бюджету на 2016 г. для компенсации концессионеру ЗСД впервые планируется заложить около 4,1 млрд руб., рассказал на прошлой неделе председатель комитета финансов Алексей Корабельников. Если доход концессионера окажется выше, компенсация будет меньше, объяснял он. Компенсировать МСС из бюджета недополученные доходы планируется в течение пяти лет.

Не прошел

Вчера на заседании заксобрания Ковалев пытался утвердить запрос губернатору с предложением расторгнуть концессионное соглашение, но большинство депутатов, включая фракцию ЕР, отказались его поддержать.

Средняя интенсивность движения по ЗСД – более 100 000 автомобилей в сутки, данный параметр учитывается при определении прогнозной выручки за год МСС для расчета платежа по компенсации затрат, говорится в ответе Албина Ковалеву (есть у «Ведомостей»). По данным МСС, по северному и южному участкам проходит примерно по 70 000 автомобилей в сутки.

Помимо 4,7 млрд руб. бюджетом в 2016 г. предусмотрена инвестиция АО «ЗСД» на реализацию долгосрочной целевой программы «Финансирование создания в Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на 2011–2024 гг.» в сумме 2,2 млрд руб., отмечает в запросе в прокуратуру Ковалев.

Размер максимально компенсируемых затрат был одним из основных критериев конкурса на право заключения соглашения ГЧП, говорит представитель пресс-службы МСС. Компания предложила 9,6 млрд руб. в год, а конкурент – 16,15 млрд руб., напоминает он. В пресс-службах «ВТБ капитала» и Газпромбанка отказались от комментариев.

Расторгнуть соглашение о ГЧП обычно может только одна из сторон в случае невыполнения существенных условий, говорит старший партнер юрфирмы «Дювернуа лигал» Игорь Гущев. Шансы признать соглашение недействительным в суде, ссылаясь на его несоответствие законодательству, невелики, так как документ тщательно готовился, добавляет юрист.