Москва не зарабатывает на платных парковках

За три с лишним года столица собрала с автовладельцев 5,8 млрд рублей, тогда как потратила на проект больше 16 млрд рублей
В 2016 г. мэрия обещает вернуть все доходы управам
В 2016 г. мэрия обещает вернуть все доходы управам / М. Стулов / Ведомости

В Москве к январю 2016 г. было устроено более 50 000 платных парковочных мест, отвечающее за их работу и администрирование сборов от парковки государственное казенное учреждение «Администратор московского парковочного пространства» (ГКУ АМПП) перечислило городу с 2012 по 2015 г. около 5,8 млрд руб., собранных с владельцев припарковавшихся автомобилей, и вдвое меньше – штрафов с нарушителей парковки (см. врез). На сам проект платных парковок потрачено за это время больше 16 млрд руб., свидетельствуют данные департамента транспорта Москвы. «Главная цель организации платных парковок – не получение дохода, а упорядочение парковки, сокращение числа нарушений, создание благоприятной, комфортной среды для пешеходов, городского транспорта и автомобилистов», – объяснили «Ведомостям» в пресс-службе АМПП.

Тем не менее при введении парковок городские власти особо подчеркивали, что собранные в каждом районе средства через муниципальные бюджеты пойдут на выполнение пожеланий местных жителей по благоустройству, напоминает координатор общественной организации «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Но депутаты муниципальных советов рассказывают, что на деле управы получают лишь малую часть – и ту тратят без учета мнений жителей», – добавляет он. «За счет собранных средств еще долго будет лататься дыра в бюджете, которая образовалась за счет внедрения проекта платных парковок», – написал в своем обращении к президенту Владимиру Путину в конце прошлого года депутат муниципального округа Басманный Евгений Будник. «Ведомости» изучили, насколько обоснованы эти жалобы.

В 2016 г. мэрия обещает вернуть все доходы управам
В 2015 г. большая часть доходов от платной парковки в Москве пошла на перекладку труб, асфальта и бордюров по городской программе «Моя улица» (на фото – реконструкция Большой Никитской улицы) / М. Стулов / Ведомости

Добавка на благоустройство

Запустив пилотный проект с платными парковками три года назад, власти Москвы сразу указали, на что пойдут собранные деньги. В конце 2012 г. было выпущено постановление правительства «О стимулировании управ районов г. Москвы», согласно которому управы районов, на территории которых заработали первые парковки, получили право самостоятельно тратить 100% средств, собранных с владельцев припаркованных там автомобилей. Этот документ разрешал тратить полученные из бюджета средства только на благоустройство районов и капитальный ремонт домов. Позже список был расширен: деньги разрешили тратить на «повышение пешеходной доступности метро», а с 2015 г. – еще и на субсидии для установки шлагбаумов во дворах, прилегающих к платным парковкам. Размер субсидии зафиксирован на уровне 50 000 руб. – именно в эту сумму, по данным некоммерческой организации «Центр развития городского парковочного пространства», обходится установка одного шлагбаума.

Правда, эти деньги по закону идут не напрямую в управы. Сначала они поступают в городскую казну, а уже из нее управам по московской госпрограмме «Жилище» переводятся бюджетные ассигнования пропорционально полученным доходам и количеству жителей района.

Приход и расход

5,84 млрд руб. доходов от оплаты уличных парковок перечислило ГКУ АМПП в бюджет Москвы с 2012 г. Деньги пошли на благоустройство города
2,86 млрд руб. штрафов за неправильную парковку перечислило ГКУ АМПП в бюджет Москвы. «Данные средства расходуются в соответствии с бюджетной политикой города», – сообщил представитель АМПП
2,96 млрд руб. заплатили автомобилисты за услуги эвакуации и 99 млн руб. – за хранение своих автомобилей на спецстоянках. Средства за вычетом расходов на эвакуацию и работу спецстоянок также идут в городской бюджет
6 млрд руб. в год в среднем тратится на создание парковочного пространства в Москве
65% оптимальная загруженность парковочных мест, к которой стремятся в Москве. Сейчас в пределах Садового кольца загрузка превышает критические 85%. При таком уровне автовладельцы тратят много времени на поиски свободного места. Согласно мировой практике показатель загруженности регулируется спросом на парковочные места, при превышении критического показателя цены могут повышаться, объясняют в АМПП

Сложный подсчет

Схема распределения средств выглядит довольно простой, но отследить, сколько денег поступает от парковок и как они расходуются, оказалось сложно, отметила Контрольно-счетная палата Москвы, проверившая в прошлом году создание и функционирование единого парковочного пространства. «[Из-за] отсутствия доступа к данным информационных систем, задействованных в системе городских расчетов, невозможен достаточный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей за пользование платными городскими парковками, – говорится в отчете аудиторов. – Так, полномочия администратора доходов в полной мере не реализуются, в том числе по причине отсутствия необходимого объема информации о начисленных и оплаченных платежах (организованного информационного обмена между участниками расчетов)». Палата проверяла деятельность и документы АМПП в 2014 г., проверка не выявила нарушений, влияющих на качество деятельности, и показала, что все выделенные средства потрачены по назначению, все замечания были устранены сразу после проверки, сообщила пресс-служба АМПП.

Но данные учреждения действительно отличаются от тех, что указаны в отчетах профильных департаментов, заметили «Ведомости».

Так, пресс-служба АМПП сообщила, что в 2014 г. ГКУ перечислило в бюджет Москвы 2,09 млрд руб. средств от парковок. Префектура ЦАО (там в основном и были устроены первые платные парковки) в своей презентации указала, что за тот же год управы округа получили 1,187 млрд руб. таких доходов – т. е. на 903 млн руб. меньше. В 2013 г. в бюджете Москвы появилась целевая статья расходов по стимулированию управ. Она наполняется за счет доходов от платных парковок. Отчет городской программы «Жилище», из бюджета которого управам переводятся парковочные средства, подтверждает, что фактически управы получили именно такую сумму – 1,187 млрд руб., причем часть из нее – уже в начале 2015 г. Судьбу пропавших 900 млн руб. «Ведомостям» выяснить не удалось.

Дошедшие до управ деньги были потрачены в основном на ремонт во дворах, на детские площадки – установку резинового покрытия и горок с каруселями (всего на 626 млн руб.), а также на ремонт балконов в домах и труб в подвалах (на 394 млн руб.). Каждый дворовый проект обходится от 500 000 до 2 млн руб. Все управы в ЦАО в 2014 г. публиковали отчеты о работах с фотографиями «было» и «стало». Судя по этим документам, на многих объектах даже появлялась специальная табличка «Сделано на средства от платных парковок». С начала 2015 г. публикация отчетов полностью прекратилась. Ни в одной из управ корреспонденту «Ведомостей» не смогли объяснить, с чем это связано, посоветовав обратиться за данными о расходовании парковочных средств в префектуру ЦАО. В префектуре сообщили, что деньги от парковок продолжают тратиться на благоустройство дворов и парков района, но самые точные данные о размере трат и назначении денег есть в департаментах правительства Москвы.

«Дело в том, что никаких существенных денег от парковок мы в 2015 г. уже не получали, город забрал их себе и определил, на что тратить», – объяснил на условиях анонимности сотрудник одной из центральных управ. Собеседник «Ведомостей» считает это правильным. «При такой непростой финансовой ситуации, как сейчас, деньги стоит тратить на действительно важные программы, тогда как если спрашивать жителей района, то они потребуют каких-то мелких улучшений – кому собачьих площадок не хватает, а кто требует подъезд перекрасить, хотя его не так давно ремонтировали», – объясняет он. Что же считает правильным город?

Парковки заменили бордюры

В 2015 г. АМПП, по собственным данным, собрал и перечислил в бюджет 3,45 млрд руб. Рост доходов в основном был связан со значительным расширением платных парковок сначала до Третьего транспортного кольца (ТТК) в 2014 г., а с декабря 2015 г. они перешагнули и границы ТТК. При этом, как следует из презентации департамента экономической политики и развития Москвы, управы города в прошлом году должны были получить 2,18 млрд руб. парковочных доходов. То есть на 1,27 млрд руб. меньше заявленной АМПП суммы. На деле же, по данным департамента, за 2015 г. по статье о стимулировании управ в муниципалитеты было перечислено всего 436 млн руб., т. е. около 13% сборов от парковок. Почему так мало? «В прошлом году для масштабной работы по благоустройству улиц столицы было принято временное решение о перераспределении объемов средств стимулирования управ районов», – сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Часть доходов, собранных с платных парковок, а также с других статей, обычно полностью передававшихся управам, – патентов и налогов от сдачи жилья в аренду – была направлена на работы по «обновлению внешнего вида улиц», передал «Ведомостям» руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников. «То есть, по сути, это было не сокращение ресурсов, а их концентрация на выполнение тех же работ по благоустройству, но в рамках реализации единого комплекса мероприятий», – продолжает чиновник. В итоге, по данным департамента, 80% доходов от парковок в 2015 г. – т. е. около 1,6 млрд руб. – пошло на финансирование инициированной мэром Москвы Сергеем Собяниным городской программы «Моя улица», предусматривающей благоустройство центральных улиц и вылетных магистралей. Какие именно улицы стоит благоустроить в 2015 г., москвичи выбирали через голосование в приложении «Активный гражданин». На 50 выбранных улицах и вылетных трассах в прошлом году были расширены тротуары, установлены новые бордюры, убраны в коллекторы провода, установлены урны и проч. Также было создано 1126 новых парковочных мест. Правда, на части этих улиц работы по благоустройству, например смена дорожного покрытия, проводились совсем недавно – несколько лет назад. Контрольно-счетная палата Москвы оценивала предварительный бюджет программы «Моя улица» на 2015–2018 гг. в 126,7 млрд руб. По оценке РБК, в 2015 г. на «Мою улицу» было потрачено около 21 млрд руб. Среди подрядчиков программы РБК нашел три компании, связанные с людьми, чьи фамилии совпадают с фамилиями родственников вице-мэра Петра Бирюкова, отвечающего за исполнение программы. Эти структуры получили подряды в общей сложности более чем на 2 млрд руб. Предположения о связи семьи Бирюкова с подрядчиками программы «Моя улица» – ложь, заявил пресс-секретарь Бирюкова Игорь Пергаменщик.

В 2016 г. мэрия обещает вернуть все доходы управам
В системе оплаты парковок в Москве периодически случаются существенные сбои / Е. Разумный / Ведомости

Техника подвела

В системе оплаты парковок в Москве периодически случаются существенные сбои. В октябре 2015 г. москвичка Владислава Петрович рассказала в социальных сетях о происшествии при оплате плоскостной городской парковки (оснащена шлагбаумом) около ВДНХ. Она оплатила два часа паркинга через мобильное приложение, но затем обнаружила, что парковочное приложение продолжает работать. Петрович выключила «счетчик» примерно через сутки после посещения парковки. Но в итоге получила счет на 800 000 руб. За эти деньги она могла бы держать машину на платной стоянке 11 месяцев.
АМПП объяснил проблему сбоем. Удивительно, что огромный счет получил только один человек, так как с оплатой плоскостных парковок возникла системная проблема, рассказал «Ведомостям» сотрудник компании – партнера АМПП. При въезде на плоскостную парковку водитель получал билет, а данные о парковочной сессии передавались в биллинговый центр системы платных парковок – АИС ЕПП. После выезда автомашины информация об этом также должна поступать в центр для закрытия сессии. Однако еще с весны 2014 г. возникла проблема с закрытием сессий у биллингового центра, рассказали «Ведомостям» два человека из организаций – партнеров АМПП. По их словам, операторы парковок утверждали, что проблема вызвана водителями, которые теряли билеты, ломали шлагбаумы и отодвигали заграждения, выезжая через тротуар. К октябрю 2015 г. в системе числилось около 16 000 незакрытых сессий, продолжительность самой старой из них превышала 12 000 часов (более 16 месяцев) при стоимости парковки 100 руб. в час, а общая стоимость всех сессий превышала 8 млрд руб., утверждает один из собеседников «Ведомостей». Существовала вероятность, что билет с номером незакрытой сессии мог достаться случайному новому пользователю, продолжает он. После скандала с парковкой у ВДНХ АМПП распорядился о закрытии таких сессий, уверяет собеседник «Ведомостей». В распоряжении «Ведомостей» есть письмо руководителя АМПП в ГУП «Московский социальный регистр» (МСР), отвечающее за работу программного обеспечения и мобильных приложений, о закрытии сессий на плоскостных парковках Нового Арбата «с целью недопущения нарушения прав физических лиц». В АМПП эту историю до выхода статьи не прокомментировали.
22–23 декабря 2015 г. случился очередной масштабный сбой и в системе оплаты уличных парковок. Автовладельцы не могли оплатить парковку ни через мобильные приложения, ни с помощью короткого номера 7757 по sms. В итоге власти Москвы даже объявляли все парковки бесплатными. Поначалу в департаменте информационных технологий (ДИТ) Москвы обвинили в сбое хакеров. «После тщательного анализа инцидента от версии целенаправленной атаки отказались. Основная версия сбоя – ошибка в новом релизе парковочного приложения для iOS: оно стало доступно накануне происшествия», – рассказывает пресс-секретарь ДИТа Елена Новикова. Релиз содержал важное обновление, которое должно было помочь пользователям сэкономить: если человек удалялся от парковочной зоны до истечения оплаченного времени, он получал предложение закрыть парковочную сессию. «Этот функционал и вызвал проблему, геолокация переводила приложение в активный режим, в котором генерировались избыточные запросы», – говорит Новикова. После того как систему стабилизировали, приложение для iOS было временно изъято из AppStore, а 11 января доработанное приложение вернулось в AppStore. По словам Новиковой, заказчиком работ является ГКУ АМПП, а исполнителем по контракту – ГУП МСР, которое и будет оштрафовано за сбой, рассказала Новикова, не раскрыв размер штрафа. По данным сайта zakupki.gov.ru, АМПП в 2015 г. дважды штрафовал МСР в общей сложности на 1,1 млн руб. за сбои в июле и октябре – существенная сумма для компании с годовой выручкой чуть более 1 млрд руб. Правда, по данным АМПП, ГУП может разделить штрафы с субподрядчиками.

Задача на будущее

В 2016 г. все парковочные деньги снова вернут управам, причем авансом, пообещал «Ведомостям» Решетников. По его словам, в прошлом году в правительство поступило очень много предложений по благоустройству от управ, муниципальных депутатов и жителей районов, поэтому власти решили вернуться к прежней схеме финансирования. При этом список статей, на которые разрешено тратить деньги, будет расширен, добавил он. По планам департамента парковки должны принести городу в 2016 г. не менее 3 млрд руб. Около 80% этой суммы уже поступило в районы Москвы авансом, а оставшееся будет перечислено до 15 марта. «Переход на авансовую схему – это вызов для АМПП, нужно в любом случае обеспечить не меньший объем сборов, и, хотя, по прогнозам, существующие парковки потенциально способны принести около 4 млрд руб., мы будем поддерживать тему о расширении зоны парковки в Москве», – сообщил «Ведомостям» сотрудник АМПП. С 2016 г. департамент экономического развития не будет отдельно указывать размер доходов от парковки, а включит их в общий объем средств по стимулированию управ – вместе с доходами от патентов и налогов от сдачи жилья в аренду.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)