Столичные власти разработают «порталы» для Москвы-реки

Планируется, что более 100 км береговой линии будут приносить доход в бюджет
Власти хотят обустроить почти 80 км берегов Москвы-реки в черте города/ М. Стулов/ Ведомости

Первый масштабный проект застройки на этой территории (14 га в промзоне «Магистральные улицы») – квартал «Сердце столицы» – реализует компания «Дон-строй инвест». На вопрос «Ведомостей», что будет сделано «на берегу», пресс-служба ответила, что между жилыми корпусами и рекой планируется обустроить пешеходную набережную площадью около 3,3 га и протяженностью около 500 м с обширной парковой зоной, пляжем, причалом, спортивными и игровыми площадками, пунктами проката, кафе и т. п. Сейчас ее концепцию (вместе с концепцией общественных пространств внутри квартала) разрабатывает архитектурное бюро Wowhaus (оно делало проекты обновленной Крымской набережной, часть объектов Парка Горького, развития парка «Сокольники»).

Инвентаризация и восстановление малых рек Москвы (как малых водотоков бассейна реки Волги) до сих пор, кстати, декларируются в федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 гг.». Малые реки Москвы могут и должны стать зелеными экологическими коридорами. Это даст возможность девелоперам возводить жилые дома с видами на речные долины – по прикидкам риэлторов, их можно продавать от 10 до 15% дороже, чем обычные новостройки. Бюро «Остоженка» сейчас разрабатывает рабочую документацию многофункционального комплекса с центром художественной гимнастики Ирины Винер и жилого микрорайона на 110 000 кв. м между ул. Верейской и рекой Сетунь. Хотя проект еще не прошел ГЗК, Скокан надеется, что его все-таки реализуют и он будет способствовать превращению ныне депрессивных территорий (промзоны и пустоши) в красивую долину. У реки Сетунь, по его мнению, большой потенциал – мало того что она доходит до «такого важного места, как Сколково», так еще и является водным «дублером» Кутузовского проспекта. А река Филька, ныне подземная – над ней построена Филевская линия московского метро, – в случае если этот участок метрополитена закроют, может стать основой развития какой-то новой городской структуры. Возвращение к истокам (в буквальном смысле тоже) поможет Москве, полагает архитектор: «Город и всю его инфраструктуру уже невозможно развивать привычными способами, т. е. путем расширения территорий под строительство жилья, бесконечного приращения сети метрополитена, строительства транспортных развязок и очередных кольцевых магистралей, с которым мы уже навсегда опоздали. Эти меры не решают структурных проблем – городская матрица исчерпала возможности, и город нуждается в переосмыслении, если хотите, перезагрузке».

Идеи архбюро «Проект Меганом» будут дополнены предложениями девелоперов, проекты которых выходят к реке. А в июне будут подведены итоги первых открытых конкурсов на развитие прибрежных территорий.

Сергей Кузнецов, главный архитектор столицы, полагает необходимым разработать стандарты благоустройства набережных. Сейчас большая часть прибрежной полосы (ее общая протяженность с обеих сторон – 201 км) не вовлечена в публичный оборот, «люди не могут гулять у воды», посетовал он. Согласно анализу бюро «Проект Меганом» 29% берегового фронта занимают неблагоустроенные, неосвоенные территории, 17% – производственные.

Городские планы

Задача, которую декларировали московские власти, – к 2035 г. полностью преобразовать речной ландшафт. Средства на это будут изыскивать как бюджетные, так и инвестиционные. Планируется как создать новые набережные (53,5 км), так и благоустроить «с улучшением условий пешеходного движения» существующие (66 км). В мае прошел городской конкурс на благоустройство Новодевичьей набережной. Компания «Чистый город» взялась за четыре месяца и за 489 млн бюджетных рублей облагородить там 80 700 кв. м: устроить новые тротуары и положить асфальт, установить водоотводные лотки, дождеприемные и смотровые колодцы, восстановить 22 000 кв. м газонов, отремонтировать фасады зданий в прилегающих проездах.

История берегов

В 30-е гг. XX в. набережные города планировали превратить в основную магистраль. А мегаполис сделать «монолитным земельным массивом, прорезанным течением Москвы-реки и охваченным вокруг кольцами каналов и водохранилищ». Предполагалось поднять уровень обмелевшей реки до 120 м и обеспечить возобновление судоходства в черте города, сделав его путем спрямления речных петель более коротким. Программа реализована лишь частично: на реке помимо гранитных набережных появилось несколько новых мостов, украсивших архитектурными формами столицу, рассказали в архбюро «Остоженка». А по реке ходят в основном прогулочные теплоходы. Например, Столичная судоходная компания намерена превратить свои суда в летние образовательные площадки для любознательных москвичей и гостей столицы.

Но понятие «благоустройство» городские власти трактуют шире. По их замыслу уже в недалеком будущем вдоль речного русла должно возникнуть 40 так называемых порталов, проще говоря, причалов с разнообразной бытовой и транспортной инфраструктурой – примерно такой уже можно видеть на набережной ПКиО им. Горького. По меткому выражению архитектора Александра Скокана, сейчас «Москва-река многим видится как такой ПКиО протяженностью 200 км (если считать оба берега), который должен приносить доход в городскую казну».

Всего в этом году Москомархитектура планирует проведение как минимум четырех конкурсов на благоустройство набережных, сообщила начальник управления Евгения Муринец. Два из них уже идут – архитектурные таланты придумывают, как трансформировать Симоновскую набережную (на ней расположится новый жилой комплекс компании ОПИН) и часть Нагатинского затона (где на ул. Речников появится квартал «Ривер парк» от «Ферро-строя»).

Девелоперский почин

В ОПИН рассказали, что в декабре Москомархитектура уже провела закрытый конкурс, на котором были предложены варианты проекта жилой застройки и объектов социальной инфраструктуры, включая обустройство Симоновской набережной (по урезу воды около 1 км). Победителем стало архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» с очевидно близкой по духу для организаторов идеей сделать из Симоновской набережной парадную улицу Даниловского района. Как заявил гендиректор ОПИН Артемий Крылов, рабочий вариант концепции подразумевал создание благоустроенной озелененной пешеходной набережной с «островками отдыха» на траве и велодорожками. «Здесь москвичи смогут проводить время: гулять, заниматься спортом, отдыхать в ресторане с летней верандой или кофейне-кондитерской, а также зайти в торговую галерею», – рисовал идиллическую картину девелопер. В мае к изучению потенциала Симоновской набережной подключился НИиПи генплана Москвы – он организовал новый конкурс, на этот раз для студентов архитектурных институтов. Они должны предложить новые проекты пространственного развития и функционального наполнения прибрежной территории.

Молодые проектировщики сейчас ломают головы и над обустройством набережной (1,5 км, 3 га) в квартале «Ривер парк» – новом проекте компании «Ферро-строй». Победитель конкурса, начавшегося в феврале 2015 г., будет объявлен в июне, пообещал организатор – компания «Территория дизайна». Предназначенная к преобразованию территория расположена на месте бывшей промзоны на ул. Речников, вл. 7 (Нагатинский затон). Девелопер хочет поставить там 18 жилых домов комфорт-класса. По словам гендиректора «Ферро-строя» Григория Ваулина, на общее благоустройство первой очереди компания намерена направить 300 млн руб., как минимум десятая часть из них пойдет на набережную. «Хотим там сделать пирсы для катеров», – поделился Ваулин.

Сейчас существуют определенные ограничения по судоходству на Москве-реке, отметил Сергей Кузнецов, но выразил надежду, что оно будет становиться все более оживленным. Главная водная артерия столицы может и должна стать важной частью транспортной инфраструктуры города.

Заммэра Марат Хуснуллин рассказал на пресс-конференции в конце апреля, что Краснопресненская набережная будет продлена, там пройдет северный дублер Кутузовского проспекта, а территория от «Москва-сити» практически до Звенигородского шоссе (включая Шелепихинскую набережную) будет преобразована. Сейчас ее занимают в основном промзоны, в будущем она станет площадкой для 5 млн кв. м новой недвижимости, сказал чиновник.

Алексей Белоусов
Коммерческий директор Capital Group

Наличие общегородской программы развития всех прибрежных территорий Москвы может дать мощный толчок для девелопмента данных зон. К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве случаев единственное преимущество, которое приобретает объект недвижимости от соседства с водой, – это видовые характеристики.

У компании ЛСР, работающей над проектом редевелопмента 65 га в промзоне «ЗиЛ», уже есть концепция обустройства набережной (1 км), рассказал Валерий Забелин, управляющий директор «ЛСР. Недвижимость-Москва». Застройщик за свой счет заказал ее «Проекту Меганом» – как часть общего проекта застройки территории, в стилистику которой набережная должна вписаться. Широкая (до 90 м) прибрежная полоса частично превратится в парк, частично будет отдана под движение транспорта и застроится кафе и т. п. инфраструктурой. Девелопер надеется, что ему удастся договориться с городом о совместном финансировании работ по обустройству «нашей Круазетт» (по выражению Марата Хуснуллина): «Ведь город заказывает музыку, решает, как в едином русле должна развиваться территория у Москвы-реки», – объясняет Забелин. Затраты застройщика, по его словам, и так высоки: 28 млрд руб. стоила площадка,14 млрд руб. нужно заплатить за изменение вида ее разрешенного использования, как минимум в 1 млрд руб. обойдется рекультивация земли, сам проект по строительству 1,5 млн кв. м недвижимости (в том числе 950 000 кв. м жилья) также не дешев. По оценке Забелина, благоустройство набережной может стоить несколько сотен миллионов рублей – их необходимо вложить в гидротехнические сооружения, инженерные коммуникации, дорожное покрытие, освещение, зеленые насаждения.

Впрочем, опрошенные «Ведомостями» девелоперы с «речными проектами» не считают обустройство берегов своей первоочередной задачей. Пройдет как минимум несколько лет, прежде чем обновленные набережные Москвы-реки станут «жемчужинами мегаполиса», по выражению Артемия Крылова.

Альтернативный вариант

Александр Скокан считает, что проблема речного «обустройства» гораздо шире бетонирования набережных и строительства на них велодорожек для обычных граждан и жилья для людей побогаче. «Москва-река – это не только 80 км, заключенных в городе, но и большая природная система, соединяющая более 140 речушек и притоков, без которых она жить не может», – отмечает архитектор. Нельзя заниматься только главной водной артерией столицы, рассматривая ее как некий Клондайк («Хотя, если люди начали заниматься Москвой-рекой, пусть занимаются – их уже не остановишь», – говорит Скокан). Пора задуматься о потенциале «воды в городе». Это подарит замученным мегаполисом горожанам ощущение «загорода в городе» и также повысит капитализацию ныне депрессивных территорий. Ведь почти все 140 притоков находятся сейчас в «ужасном состоянии», говорит Скокан. Слова архитектора подтверждаются данными химиков: проведенный в 2008 г. специалистами Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева анализ состояния пяти московских рек (Лось, Котловка, Бусинка, Нищенка и Таракановка) показал: вода в них либо «загрязненная», либо «грязная» или «очень грязная». Примерно так же можно охарактеризовать и оставшиеся притоки.

А ведь, например, Борисовские пруды, водохранилища Царицына – ныне популярного места для отдыха москвичей – питает река Городня, которая протекает через Ясенево и впадает в Москву-реку. Скокан уверен, что необходимо вновь заняться задачей ревитализации малых рек столицы. Когда-то ею занимался НИиПИ генплана – им были проведены определенные работы по реабилитации части реки Лихоборка и верховьев Яузы.