Сбербанк выставит Рублево-Архангельское на торги
Проект застройки предусматривает возведение 4,1 млн кв. м недвижимости, две трети которых – жильеВ апреле градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) рассмотрела проект планировки Рублево-Архангельского (461 га на западе новой Москвы), рассказали «Ведомостям» несколько близких к мэрии людей. На совещании у мэра утверждены технико-экономические показатели, осталось доработать архитектурные решения, говорит один из них, в частности, необходима высотная доминанта в центре. Над проектом еще поработают и до 11 июня вновь рассмотрят на ГЗК.
Параметры застройки Рублево-Архангельского больше не будут меняться, сообщили несколько чиновников мэрии: площадь нового строительства – 4,115 млн кв. м, жилье – 2,63 млн кв. м, офисно-деловая зона – 806 680 кв. м, торгово-развлекательный центр (132 000 кв. м), гостиницы (64 890 кв. м), социальная инфраструктура (244 200 кв. м) и гаражи. Рабочих мест будет создано 76 300, жить будет 66 500 человек. Ситуация на рынке такова, что выгоднее всего строить жилье эконом-класса, объясняет консультант проекта. Валентин Гаврилов из CBRE оценивает инвестиции в $4–4,5 млрд.
Проект планировки еще будет одобрен на ГЗК, сообщает и пресс-служба Сбербанка. «Мы ждем решения, оно позволит начать делить проект на разные этапы и участки. После этого сможем приступить к основной задаче – поиску инвесторов», – говорит близкий к руководству банка человек: прорабатываются финансовая модель и условия их участия. «Предложим и российским, и зарубежным инвесторам», – обещает он.
Рублево-Архангельское интересно расположением и ландшафтом, оно близко к Москве, но обособлено Москвой-рекой, комментирует коммерческий директор «Капитал груп» Алексей Белоусов.
Идею разбить проект и предложить части разным девелоперам он называет трудно решаемой – у всех девелоперов свое понимание, что будет ликвидно: «Можно сделать внутри проекта принципиально разное зонирование: плотную городскую застройку, малоэтажную, офисную и т. д., чтобы девелоперы развивали их как самостоятельные проекты».
Трудная судьба
Сначала бизнесмен Сулейман Керимов планировал «город миллионеров», но продал проект владельцу Бинбанка Микаилу Шишханову вместе с обязательствами по кредиту Сбербанка. Сбербанк остался единственным владельцем с долгом более $3 млрд. В 2008 г. тогдашний президент Дмитрий Медведев предложил создать на этом месте международный финансовый центр, и проект переработали на 4 млн кв. м, где жилья и офисов должно было быть поровну.
Основная проблема – как выдержать все это в едином концепте, говорит Белоусов из «Капитал груп».
В презентации Рублево-Архангельского (есть у «Ведомостей») территория поделена на семь зон: ближайшая к Красногорску с минимальной плотностью (6900 кв. м на 1 га) – там планируются гостиницы; а участок на севере, на берегу реки, – с максимальной (23 000 кв. м), под офисно-деловой центр.
Один инвестор такой крупный проект не потянет и российским компаниям предложение Сбербанка должно быть очень интересно, возражает Белоусову Алексей Могила, глава представительства швейцарской инвестиционной компании Rossmils. Плюсами он называет понятное происхождение участка, решенные вопросы с коммуникациями и генпланированием. «Первые интересанты – застройщики жилья эконом-класса: группа ПИК, «Крост», «Главмосстрой» и т. д. У них у всех хорошие отношения со Сбербанком, вероятно, банк будет предлагать и ипотеку, и проектное финансирование», – полагает Могила. Близкий к руководству Сбербанка человек надеется и на западных инвесторов.
Есть большой риск, что столько недвижимости, особенно офисной, не будет востребовано, предупреждает Гаврилов из CBRE. Сейчас в Москве около 3 млн кв. м свободных офисов, а в границах старой Москвы заявлено множество крупных проектов – ЗиЛ, «Серп и Молот» и т. д. Есть смысл, продолжает он, вести проект этапами, по мере развития жилой застройки и создания рабочих мест, важна и транспортная доступность.
Заммэра Москвы Марат Хуснуллин сообщал, что город сформировал транспортный каркас территории и обязался профинансировать часть дорог и метро. Запланированы также перехватывающие парковки и модернизация рижского направления железной дороги.