Инвестиции в российские отели установили антирекорд

За квартал сегмент получил лишь $15 млн — в Европе, напротив, наблюдается оживление
Е. Кузьмина/ Ведомости

С начала года инвесторы вложили в российский гостиничный рынок $15 млн, рассказал директор отдела исследований рынка консалтинговой компании CBRE Валентин Гаврилов. 

Инвестиции в гостиничный сегмент в России оказались одними из самых низких в Европе. Почти во всех европейских странах инвестиционная активность в сегменте отелей была значительно выше в I квартале 2015 г. по сравнению с I кварталом 2014 г. В Великобритании, Франции и Германии в первые три месяца наблюдался сильный рост объема инвестиций - в эти рынки было вложено соответственно 1,2 млрд евро (рост на 38%), 411 млн евро (90%) и 643 млн евро (225%). 

Гостиничный рынок Южной Европы в первые три месяца года также испытал существенный всплеск объема операций, который вырос на 301% в годовом исчислении и составил 878 млн евро. "Прирост был в значительной степени связан с заметным увеличением объема операций с отелями в Испании, что вызвало интерес у фондов прямых инвестиций, которые ищут инвестиционные возможности, создающие добавленную стоимость и обладающие высоким потенциалом роста", - поясняют эксперты компании.

Всего в отели на европейских рынках инвесторы за первые три месяца вложили 3,74 млрд евро, что более чем вдвое превышает показатель I квартала 2014 г. (1,73 млрд евро).

Российский же рынок отелей является популярным, но сложным и рискованным для инвестиций, признают эксперты. "За последние пять лет инвесторы приобрели гостиниц на сумму порядка $2,35 млрд, или почти $0,5 млрд в среднем за год", - комментирует Гаврилов, отмечая, что основной фокус инвесторов сосредоточен на Москве, где проходили сделки как со статусными объектами, так и с гостиничными сетями, нацеленными на более бюджетные сегменты клиентов.

"С учетом текущей ситуации внутренняя норма доходности (IRR) на уровне 30% и выше является в Москве абсолютно недостижимой, что вынуждает инвесторов менять планы", считают эксперты компании JLL. По данным JLL, в I квартале загрузка столичных гостиниц в среднем сократилась на 5% и опустилась ниже 53%.

"Влияние экономической и геополитической ситуации на рынке гостиниц Москвы стало ощущаться начиная со II квартала прошлого года, а значит, только с апреля мы увидим реальную динамику этого года к кризисному 2014 г. Если разница в показателях окажется незначительной, это будет свидетельствовать о том, что ситуация на рынке хоть и не восстанавливается, но стабилизируется", - говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвид Дженкинс.