Владимир Якунин может стать сенатором от Калининградской области

Якунин дал согласие: если он уйдет в Совет Федерации, то оставит пост президента РЖД
А. Махонин
А. Махонин / Ведомости

Владимир Иванович Якунин выдвинут кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, следует из сообщения облизбиркома Калининградской области. Кандидатуру Якунина выдвинул кандидат в губернаторы области Николай Цуканов. Речь идет о президенте РЖД, подтвердила глава управления по информационной политике администрации области Лариса Полякова.

Представитель РЖД от комментариев отказался.

Николай Цуканов подтвердил «Ведомостям», что руководителя РЖД он выдвинул на пост сенатора. Владимир Якунин всегда имел прямое отношение к Калининградской области, сказал Цуканов: «На протяжении пяти лет мы все время взаимодействовали по перевозке грузов, РЖД - наш основной партнер. Он друг Калининградской области. Я несколько раз в разговорах его просил пристальнее посмотреть на Калининградскую область, делал ему в свое время предложение, чтобы в списке был такой человек. И сейчас получил его подтверждение». По словам Цуканова, Павел Кретов, которого сменил в списке на пост сенатора Владимир Якунин, сам попросил его заменить: «На следующий год выборы в Госдуму, в областную и городскую думу Калининграда, поэтому он может занять свое место где-то там». Цуканов сказал, что очень рад, что Владимир Якунин согласился на его предложение: «Я очень рад, что он согласился. Очень много проблем у Калининграда, которые надо решать. Поэтому я очень рад, что у нас складываются такие отношения».

Якунин согласился стать сенатором от Калининградской области, передал "Интерфакс". 

"Не слышал о возможной отставке и считаю отставку спекуляцией", - сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Пресс-секретарь калининградского избиркома Василий Ротар говорит, что уставный закон о выборах губернатора Калининградской области позволяет вносить изменения в список кандидатов в члены Совета Федерации, представленный при регистрации кандидата в губернаторы. Но, уточняет он, пока еще Якунин не включен в список кандидатов в члены Совета Федерации: документы поданы, теперь будет заседать рабочая группа, которая направит запросы в различные ведомства для проверки сведений о кандидате, а также на предмет того, отвечает ли он требованиям, предъявляемым к членам Совета Федерации, и уже по итогам проделанной работы примет решение. Например, во время проверки УФМС списка, представленного кандидатом Павлом Федоровым, выяснилось, что у одного из участников списка двойное гражданство, в результате кандидату предложено представить новую кандидатуру.

Владимир Якунин заменил в списке кандидатов руководителя группы по организации охраны труда и промышленной безопасности общества с ограниченной ответственностью «Газпром флот» Павла Кретова. Также в списке кандидатов, один из которых в случае избрания Цуканова будет наделен полномочиями члена Совета Федерации, мэр Калининграда Александр Ярошук и член Совета Федерации Федерального собрания Олег Ткач.

Якунин руководит РЖД с 14 июня 2005 г. До этого, с октября 2003 г., он занимал должность первого вице-президента монополии (президентом был Геннадий Фадеев). Ранее (с февраля 2002 г.) Якунин был заместителем Фадеева на должности министра путей сообщения. В конце августа 2014 г. полномочия Якунина продлили еще на один срок. По уставу РЖД президент назначается на три года.

При Якунине началась реформа РЖД. Закончиться она должна была в 2011 г., говорится в программе структурных реформ отрасли (утверждена правительством в мае 2001 г.). В 2011 г. большая часть парка грузовых вагонов должна была оказаться у частников, созданы Федеральная пассажирская компания и пригородные пассажирские компании. Но пока приватизирована только Первая грузовая компания (ПГК, ее 100% достались Независимой транспортной компании Владимира Лисина). В 2011 г. планировалось приватизировать и 25% контейнерного оператора "Трансконтейнер", но продажа пакета затянулась. Якунин предложил внести принадлежащие РЖД 50% акций компании в капитал контейнерного оператора Таможенного союза. Президент РЖД уверяет, что актив будет внесен в капитал российско-белорусско-казахстанского оператора.

В начале 2011 г. российское правительство приняло Целевую модель развития железнодорожной отрасли. По ней продажа ФГК и ФПК предусматривается после 2015 г. Но реформа РЖД может пойти по другому пути. Сейчас правительство решает, будет ли РЖД только владельцем инфраструктуры (это предусматривали предыдущие варианты реформы) или к доходам от инфраструктуры могут прибавиться доходы от операторской деятельности, рассказывал осенью прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью "Ведомостям".

В июне Якунин говорил "Интерфаксу", что может не застать во главе РЖД запуск железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань. Он заметил, что не верит, что успеет завершить проект по запуску ВСМ, "потому что только проектирование займет два года и строительство еще лет пять".  Якунин сказал, что чувствует себя тесно связанным с компанией, но понимает, что рано или поздно "придет момент", когда ему "придется заниматься чем-то другим".