Франк-Вальтер Штайнмайер: «Эта страна для многих стала якорем надежды»

Новому президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру пригодится восьмилетний стаж во главе МИДа
Избранный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер/ Rainer Jensen/ DPA / AFP

Далеко не все знают, что кроме канцлера у Германии есть и президент. Его функция скорее быть моральным авторитетом для нации. Пять лет этот пост занимал пастор Йоахим Гаук. Ему на смену пришел Франк-Вальтер Штайнмайер, за плечами которого восемь лет работы министром иностранных дел. Такой выбор оправдан: наступают времена, когда президенту все чаще приходится действовать на международной арене.

Как ни странно это звучит, но у Штайнмайера может оказаться меньше полномочий, чем во времена, когда он возглавлял МИД. Президент – должность скорее церемониальная. Почти все его решения должны быть контрассигнованы канцлером или профильным министром, или же он действует по представлению какого-либо института власти. Он может накладывать вето на законы, но почти за 100 лет существования Германии как парламентской республики президент воспользовался этим правом едва ли десяток раз, утверждает The Wall Street Journal (WSJ). Он выдвинет кандидатуру следующего канцлера, но выберет ее самостоятельно лишь в том случае, если ни у одной из партий не наберется большинства и они не смогут за 21 день договориться, кто же возглавит страну.

Однако президент Германии представляет страну за рубежом, обладает моральным весом внутри страны и следит за соблюдением законности, рассказывает ВВС. Полномочия президента настолько ограничены, что его власть зависит от его речей, от умения воздействовать на людей словом, отмечает газета Die Zeit. Его задача – «наладить диалог с согражданами, чтобы помочь сгладить трения в обществе и уменьшить пропасть между политиками и населением». Но времена меняются, продолжает издание. Теперь недостаточно «защищать идеалы свободы внутри страны», теперь президент «должен и на международной арене <...> выступать за эти демократические ценности <...> т. е. президент должен быть в большей степени политиком».

«Висландия» в опасности

31 000 солдат из 24 стран, 3000 единиц сухопутной техники, 100 самолетов и вертолетов, 12 кораблей участвовали в 10-дневных учениях «Анаконда-16» в Польше в июне прошлого года, накануне саммита НАТО в Польше. Учения «Анаконда» Польша (участница альянса с 1999 г.) проводит каждые два года начиная с 2006 г., в 2012 г. в них впервые приняли участие подразделения стран – членов НАТО. Как правило, по сценарию на государство «Висландия» нападает из-за конфликта на энергетическом рынке некое враждебное государство. Этого врага идентифицируют то как соседа на восточных рубежах, то как главного поставщика углеводородов.

Предшественник Штайнмайера Гаук не строил карьеру профессионального политика. Он – пастор, которого диссидентская деятельность возвела на политический олимп, хотя он не входит ни в одну партию. Он мог попробовать переизбраться на второй президентский срок, но из-за возраста (в январе Гауку исполнилось 77 лет) решил отказаться.

Блок Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ) долгое время не мог согласовать кандидата, который устроил бы все стороны. Ангела Меркель поначалу противилась кандидатуре Штайнмайера, пишет журнал Politico. Она хотела найти человека без явного партийного уклона. Когда стало ясно, что СДПГ в любом случае выдвинет Штайнмайера – хоть самостоятельно, хоть в составе блока, у Меркель осталось два варианта: либо противопоставить ему человека от ХДС/ХСС и, скорее всего, проиграть, либо объединиться. Учитывая, что в сентябре этого года в Германии должны пройти выборы в бундестаг, Меркель предпочла второй вариант.

В итоге 61-летнего Штайнмайера избрали уже в первом туре 12 февраля. У других кандидатов просто не было шансов. Всего голосовало 1239 человек, Штайнмайер набрал 931 голос. Его ближайший соперник, выдвинутый Левой партией политолог и социолог Кристоф Буттервеге, – 128. Третье место у вице-председателя популистской партии «Альтернатива для Германии» Альбрехта Глазера – 42 голоса. Инаугурация нового президента состоится через месяц, 19 марта.

За Шредером вдогонку

Штайнмайер родился 5 января 1956 г. в г. Детмольде (земля Северный Рейн – Вестфалия). Он выходец из рабочей семьи, сын плотника. В 19 лет вступил в ряды СДПГ, но о политической карьере не помышлял, выбрав академическую. Отслужив в армии, Штайнмайер поступил в Университет имени Юстуса Либиха в Гисене (земля Гессен) изучать юриспруденцию и политологию, защитил докторскую диссертацию, стал научным сотрудником.

Его приход в реальную политику связан с Герхардом Шредером. В 1991 г. Штайнмайер стал юрисконсультом канцелярии Нижней Саксонии. Его заметил премьер-министр этой земли Шредер и в 1993 г. поставил руководить своим аппаратом. В 1998 г. СДПГ выиграла выборы, Шредер стал канцлером, а Штайнмайер переехал вслед за ним в Берлин. Там он меньше года проработал статс-секретарем федерального правительства и возглавил ведомство канцлера – в этой должности он пребывал до выборов 2005 г.

Штайнмайер стал одним из разработчиков программы либеральных экономических реформ 2003–2013 гг. «Повестка 2010». Она изменяла систему социальных выплат и трудовое законодательство, стимулируя немцев искать работу, а компании – создавать новые рабочие места. Это может стать для Штайнмайера проблемой, рассуждает Die Zeit: отношение к реформе в Германии неоднозначное. Одни считают ее причиной экономического роста и снижения безработицы, другие обвиняют в растущем в стране социальном неравенстве.

Конкурент для Меркель

На выборах 2005 г. СДПГ неожиданно получила примерно столько же голосов, сколько и ХДС/ХСС. Партиям пришлось создать коалиционное правительство. Возглавила его Ангела Меркель, а Штайнмайер стал министром иностранных дел. К тому же времени относится его первый опыт во внутренней политике – неудачный.

В октябре 2007 г. Штайнмайер впервые занял партийный пост – был назначен сразу заместителем председателя партии. А после отставки в сентябре 2008 г. председателя СДПГ Курта Бека Штайнмайер больше месяца исполнял его обязанности, пока не избрали нового председателя. К тому времени министр иностранных дел успел стать одним из самых популярных политиков страны. Поэтому партия выдвинула его кандидатом в канцлеры Германии на выборах 2009 г.

Как в Германии выбирают президента

Исключительно для того, чтобы выбрать немецкого президента, собирается специальный орган – федеральное собрание. Из его 1260 членов половина – депутаты бундес­тага, половина – выборщики, присланные региональными парламентами 16 земель Германии – ландтагами. Это не обязательно местные депутаты. Часто регионы делегируют знаменитостей. Например, в этом году голосовали видеоблогер Джулиен Бам, главный тренер сборной по футболу Йоахим Лёв, актриса Оливия Джонс, певец Петер Маффай, сатирик и пародист Хапе Керкелинг и др. Фото: Ralf Hirschberger / AP

На теледебатах министр иностранных дел соперничал с канцлером Меркель. Хотя по большинству вопросов их мнение совпало, отмечает WSJ. Основной спор разгорелся вокруг проблемы социальной справедливости. Штайнмайер призывал снизить неравенство в обществе, обложив чересчур раздутые заработки топ-менеджеров налогом и введя минимальную зарплату (она появилась в Германии только в 2015 г.). Меркель не нравилась эта идея – она обещала добиться того же, стимулировав экономический рост. Во внешней политике главным расхождением было желание Штайнмайера принять Турцию в ЕС. Еще Штайнмайер настаивал на выводе немецких войск из Афганистана, Меркель же об этой идее не говорила ни да ни нет.

СДПГ проиграла выборы, получив 23%. Провал объясняется в том числе недостаточной близостью Штайнмайера к общественности, считает Deutsche Welle. Но хотя он не принадлежит к типу людей, которые легко находят со всеми общий язык, в хитроумных играх международной дипломатии его упорство и широкий кругозор позволяют совершать отличные ходы.

В 2009 г. Меркель отказалась от союза с СДПГ и вступила в коалицию со Свободной демократической партией Германии (СвДП). Так Штайнмайер лишился поста министра иностранных дел и оказался одним из лидеров оппозиции, возглавляя парламентскую фракцию СДПГ. И в этот важный момент он на несколько месяцев добровольно удалился от активной политической борьбы, пишет The Guardian. Дело в том, что его жене, судье по административным делам Эльке Бюденбендер, понадобилась операция по пересадке почки и Штайнмайер стал донором. Своим поступком он заслужил уважение, что принесло ему и немалые дивиденды в политическом плане, пишет Deutsche Welle.

Опять в министры

Выборы 2013 г. снова привели к тому, что ХДС/ХСС сформировала коалицию с СДПГ, а Штайнмайер вновь стал министром иностранных дел. Он остается одним из самых популярных политиков страны, пишет Deutsche Welle, – в ноябре 2016 г. опрос ARD-Deutschlandtrend показал, что работой МИДа довольны 72% граждан. В политике Штайнмайер продолжает придерживаться однажды выбранной линии. Полтора года назад сенатор Джон Маккейн назвал его последователем «школы дипломатии Невилла Чемберлена», т. е. политики умиротворения (цитата по WSJ), он считает, что лучше договариваться, нежели выступать с позиции силы.

В 2008 г. Штайнмайер предложил план урегулирования грузино-абхазского конфликта. Правда, его не приняли, и в августе того же года он посредничал в переговорах между Грузией и Россией о восстановлении мира. Три года назад он вместе с коллегами из Польши и Франции пытался помочь в урегулировании кризиса на Украине, но подписанное 21 февраля 2014 г. президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции соглашение не было выполнено.

В том же году Штайнмайер выступал за сохранение России в G8: «В большой восьмерке Запад может напрямую разговаривать с Россией, – рассказывал он в эфире телекомпании ARD. – Следует ли нам отказаться от этого уникального формата?»

Не один год Штайнмайер пытался прекратить боевые действия в Сирии, часто выступая посредником между Россией и США, пишет Politico. Как правило, его усилия были тщетны.

В 2016 г. Штайнмайер раскритиковал учения НАТО в Польше «Анаконда-16». Он объяснял газете Bild am Sonntag: «Если кто-то и верит, что символический парад танков на восточной границе альянса обеспечит безопасность, он ошибается <...> С нашей стороны было бы благоразумно не создавать почву для возобновления старой конфронтации». Вместе с бывшим вице-канцлером, а теперь новым министром иностранных дел Зигмаром Габриэлем Штайнмайер выступил за то, чтобы ЕС начал ослаблять санкции, наложенные на Москву, сообщает WSJ.

Силовое решение – одно из самых неприемлемых для Штайнмайера. Он плохо относится к Дональду Трампу, и главное его обвинение – что американский президент «занимается политикой страха». А ругая партию евроскептиков «Альтернатива для Германии», Штайнмайер назвал ее «проповедником ненависти, как Дональд Трамп», пишет The Independent. Конечно, одновременно дипломат заявляет, что Берлин открыт к диалогу с администрацией Трампа, а лично он, Штайнмайер, уверен, что «найдет в Вашингтоне слушателей, знающих, что великим странам тоже нужны партнеры», отмечает International Business Times.

Ответ Трампу

Газета Nordwest-Zeitung хвалит нового президента Германии за умеренность и за то, что он прислушивается к голосу разума: «Этому миру не нужен очередной крикун. Ему нужен кто-то, вдумчиво подходящий к трудным темам. Ему нужен политик, который не думает о том, как бы угодить [избирателям], человек, который знает, как важно бороться с антиевропейскими тенденциями, благодаря опыту министра иностранных дел. Миру нужен кто-то, кто решительно встретит всех нездешних популистов, хоть левых, хоть правых».

Федеративная Республика Германия – ФРГ

Государство в Центральной Европе
Территория – 357 000 кв. км.
Население (на 1 января 2016 г.) – 82,2 млн человек.
ВВП (2016 г., в текущих ценах) – 3,1 трлн евро.
Инфляция (январь 2017 г., в годовом выражении) – 1,9%.
Безработица (декабрь 2016 г.) – 3,9%.
Государственный долг (III квартал 2016 г.) – 2,03 трлн евро.
Бюджет (исполнение за 9 месяцев 2016 г.): доходы – 979,5 млрд евро, расходы – 979,6 млрд евро.
Внешняя торговля (2015): экспорт – 1193,6 млрд евро, импорт – 949,2 млрд евро.

Штайнмайер придерживается такого же мнения. В речи после своего избрания он заметил, что мы «живем в бурные времена», когда нужно различать мифы и факты и иметь мужество, чтобы делать это во всеуслышание. Он даже процитировал Гамлета: «Распалась связь времен». До этого он признавался Bild am Sonntag: «Как обычно, когда власть переходит из рук в руки, возникает некоторая неопределенность, сомнения и вопросы о курсе нового лидера. Но в эти времена новой мировой неопределенности речь о большем, на карту поставлено многое – после выбора Дональда Трампа старый мир ХХ века навеки сгинул».

В этом новом мире у Германии особая роль. «Неудивительно, что эта Германия (пережившая войны и тоталитаризм. – «Ведомости») – наше непростое отечество, что эта страна для многих стала якорем надежды в мире, – говорил Штайнмайер после избрания. – Мы вселяем в других отвагу не потому, что все хорошо, а потому, что мы показали, что может быть лучше».

Газета Mittelbayerische Zeitung считает: «В трудные времена хорошо иметь президента, обладающего даром красноречия, человека, который умеет выслушивать, равно как и говорить правду и ободрять. [Штайнмайер] утвердил себя, управляясь с международными кризисами. Теперь ему нужно убедиться, что Германия едина и не отравлена популистским национализмом <...> В некотором смысле Штайнмайер – немецкий ответ Дональду Трампу».

А газета Süddeutsche Zeitung пишет: «Люди часто отзываются о Штайнмайере как о занудливом человеке, но это отнюдь не такой скверный ярлык, как несколько лет назад. Бывают времена, когда неторопливость становится добродетелью, и в такие времена политикам нужно делать паузу, решая вопросы, вместо громоподобных поспешных политических шагов».