инвестор должен не только вспахать, но и посеять»
Как областные власти стимулируют инвесторов вкладывать деньги в Подмосковье, о проекте братьев Михалковых «Едим как дома», о теплицах и молочном производстве рассказывает Андрей Воробьев– Есть несколько проектов по разным направлениям Подмосковья. На южном построен логистический распределительный центр «Четыре сезона» в Домодедове, работает с 2013 г., владеют им структуры Промсвязьбанка. Там же создается ОРЦ «Максимиха» структурами ОАО «ВТБ-недвижимость», заявленные инвестиции – более 40 млрд руб. Инвестор готовит комплект документов на получение исходной разрешительной документации. На северо-западе, на Ленинградском шоссе, в финальной стадии проект ОРЦ «Радумля» в Солнечногорском районе – его строят структуры, близкие к Промсвязьбанку, инвестиции оцениваются в 5,1 млрд руб.
Андрей Воробьев руководит Московской областью почти три года. Возглавив регион, он анонсировал амбициозные задачи: довести бюджет до 1 трлн руб., вовлечь в оборот как можно больше сельхозземли, увеличить собираемость налогов с областного имущества, создать условия для инвестиций. О том, что удалось сделать за этот период, он рассказывает в интервью «Ведомостям».
– В экономической части это значит, что инвестировать и зарабатывать деньги выгоднее всего в Московской области. В регионах идет борьба за инвестиции, на международных финансовых рынках – непростая ситуация по отношению к России. Поэтому мы должны создать такие условия, когда инвесторы, и отечественные, и зарубежные, выбрали бы нас.
– Да. Мы провели три отраслевых форума. Первый из них – по молоку, второй – по закрытым грунтам (теплицам), третий – по лекарствам. После каждого из них к нам обращаются новые инвесторы. Если говорить про теплицы по выращиванию овощей, то сегодня у нас семь проектов общим объемом инвестиций 11,2 млрд руб. Теплицы занимают 53 га. Четыре из них будут введены в 2015 г., остальные – в следующем. Вообще, в России нужно 2000–2500 га теплиц, чтобы закрыть потребность. Сейчас есть около 600 га. Львиная доля овощей импортируется из-за границы. С учетом важности импортозамещения в этой сфере мининвесту было дано поручение разработать специальные условия для инвесторов.
Андрей Воробьев
– Первое – это земля. Если она муниципальная или областная, то предоставляется практически бесплатно. Ставка аренды очень низкая и не превышает полуторакратного размера налога на землю. Если это частная земля, то с владельцами есть договоренность, что они на льготных условиях предоставляют землю в долгосрочную аренду от пяти лет. Но самое главное – мы возвращаем инвестору 25% капитальных вложений.
– Инвестор заявляет нам понесенные расходы, мы подтверждаем. Это программа совместная – федеральная и области, 20% компенсируют федералы. Я обращался к президенту Владимиру Владимировичу [Путину] с просьбой ввести такую меру поддержки, чтобы кроме региональной была еще и федеральная. И это теперь работает.
– В настоящий момент в бюджете на 2015 г. предусмотрено 3 млрд руб. для компенсации капитальных затрат инвесторов по всей стране. При этом Московская область выделила 800 млн руб. только на региональную часть.
– Если в каждой государственной программе, дай бог, будет такой рывок, то это только повод радоваться. Это реальная программа импортозамещения, ведь в основе цель, а не процесс. Возврат не будет одномоментным. Порядок возмещения из федерального бюджета еще не принят, но подразумевается, что компенсация будет по мере готовности инфраструктуры, а основная часть – после завершения самого комплекса. Ждем, когда документ будет выпущен Минсельхозом. Это проблема нашего чиновничества – неумение вовремя воплощать политические, экономические задачи. Областное положение уже разработано, и оно более выгодно для инвесторов. Мы предлагаем выделять деньги в три этапа: когда готова инфраструктура, когда совершено больше половины затрат и когда уже завершено строительство. Таким образом, мы создаем менее сложный механизм финансирования для инвестора. Дополнительно к этому еще реализуем программу по финансированию процентной ставки. На федеральном уровне она тоже предусмотрена, но исторически не было расходов на капитальные затраты.
– Да. Плюс производители в Московской области имеют право первоочередного вхождения в торговые сети. То есть цикл замкнут. Мы считаем, что условия в этой части уникальны.
– Мы сейчас опросили всех сельхозпроизводителей, которые нуждаются в том, чтобы сдавать большие объемы продукции, и им обеспечивается подписание соглашения с сетями, чтобы они могли продавать продукцию. Соответствующая хартия подписана со всеми крупными сетями. Нужно только уложиться в ту номенклатуру, которая им необходима.
– Нет. Единственное, на что мы претендуем, – это защитить местных подмосковных товаропроизводителей, которые нуждаются в поддержке при попадании в сети.
– Заявилось около восьми новых молочных производителей, в том числе ООО «Стародворский» в Сергиево-Посадском районе, 2400 голов дойного стада (из Владимирской области); ООО «Агрооснова» в Наро-Фоминском районе, 2600 голов дойного стада.
Молоко – это хребет сельского хозяйства, благодаря его производству идет освоение земель, потому что нужна кормовая база, и самое главное – это переработка. Рентабельность при производстве сырья – в среднем от 7 до 9%, при производстве продуктов из этого сырья – 30%. В области производится 650 000 т молока в год (это всего 35% от потребностей), мы поставили себе целевую установку – довести до 1 млн т. Это тернистый путь. Но в советское время Московская область производила 2,2 млн т молока в год. Вы знаете, что два ордена Ленина были вручены Московской области за самое прогрессивное сельское хозяйство!
– Лучший орден – это когда освоен и работает каждый клочок земли, поэтому каждый год мы вводим в оборот 50 000–60 000 га сельскохозяйственной земли. Если сейчас пролететь над Подмосковьем, видно большое количество распаханных полей. Глаз радуется! Наша задача создать такие условия, когда бы производство молока достигло 1 млн т в год.
– «Данон», которому катастрофически не хватает молока, «Пепсико», «Вимм-билль-данн», «Кампина», «Эрманн», «Рузское молоко», «Братья Чебурашкины». Если говорить в целом, то перерабатывающих мощностей сейчас пока больше, чем молока. Первое место у «Вимм–билль–данна» – 902 т в сутки перерабатывает.
– Регулярно мы приглашаем собственников и настойчиво рекомендуем вовлекать сельхозугодья в оборот. Налажена жесткая система мониторинга, и те, кто пытается этого избежать или сидеть, как собака на сене, попадают на штрафы. Кроме того, в 2015 г. для того, чтобы не было желания у землевладельцев думать о многоэтажном строительстве, мы ввели мораторий на перевод земель под многоэтажное строительство. Под промышленность, под создание рабочих мест – пожалуйста. Под высотное жилье – нет. В результате в прошлом году было вовлечено в оборот 50 000 га, в этом планируется около 60 000 га. Всего у нас 1,6 млн га, из них 300 000 остались не вовлеченными в оборот. Сегодня мы поставили более сложную задачу: инвестор должен не только вспахать, но и посеять. А для того, чтобы выдать урожай, нужно посчитать экономику. Почему во всем мире, в том числе в России, правда, в меньшей степени, осуществляется поддержка сельского хозяйства? Потому что при прочих равных это либо низкорентабельный, либо вообще нерентабельный бизнес.
– За счет введенной в 2013–2014 гг. земли мы смогли увеличить производство зерна на 100 000 т в конце 2014 г., это около 20%. В Подмосковье зерно – это преимущественно корм.
– В июне мы с акционером «Росзерна» Игорем Руденей посетили Ростовскую утиную ферму. Будем у нас создавать такую же. Инвестиции составят примерно 5 млрд руб. Землю область предоставит на льготных условиях.
– У меня был разговор с Никитой Сергеевичем, мы рады любому созидательному проекту в части создания рабочих мест. Что касается концепции, будет ли это борщ, компот, «едим вместе» или «отдельно», для нас не имеет столь важного значения. Региональная власть, безусловно, готова содействовать этому проекту. И любому другому.
Отдых на колесах
На вопрос, где он планирует отдыхать, Воробьев говорит: «Планирую в сентябре поехать в Крым, как и в прошлом году. Потом в Астрахань – на рыбалку со всей семьей. На рыбалку я с девушками своими езжу, дочерьми, потому что парни маленькие еще. В Вологду за белыми грибами, которых в прошлом году не нашли, потому что не было дождей. Но все это краткосрочные отлучения от работы. Как правило, на 3–4 дня».
– Сейчас обсуждается принятие закона, который позволит регионам распространить пониженную ставку налога на прибыль – с 18 до 10%. Это даст возможность претендентам на льготы напрямую сдавать документы в налоговую. Сейчас, чтобы получить льготы, нужно обратиться в центральный орган исполнительной власти – это достаточно витиеватая дорожка. Кроме того, мы на четыре года освободили любые инвестиции свыше 50 млн руб. от имущественного налога и налога на прибыль. Создаем территории опережающего развития. Так, на территории Подмосковья до сих пор была только одна особая экономическая зона (ОЭЗ). Это Дубна. Мы подготовили заявку, и буквально позавчера я ее подписал, на образование еще одной особой экономической зоны в Ступине. Следующая планируется в Сергиевом Посаде. Статус ОЭЗ в Сергиевом Посаде, Ступине и Дубне позволит нам привлечь на готовую инфраструктуру новые предприятия.
– Деньги в дороги, газификацию и электричество область вкладывает совместно с федералами. В Ступине есть еще частный партнер – MR-Group. Компания строит там большой жилой микрорайон, идет нам навстречу и предоставляет 1000 га собственной земли для новых производств. Это очень показательный пример, когда частная земля предоставляется под новое производство. Таким образом MR-Group повышает капитализацию оставшихся земель (около 2000 га). Они подписали соответствующее соглашение с областью, на основании которого мы и подали заявку в Минэкономразвития для предоставления статуса особой экономической зоны. Выделение этих земель резидентам будет происходить по порядку, согласованному с регионом.
– Мы подписываем соглашение с федеральным правительством, на его основании все резиденты, которые принимаются в эту зону, будут обладать специальным налоговым режимом.
– Для заявки мы уже нашли четырех инвесторов, которые с нами подписали соглашение о намерениях – это обязательное требование. Две компании – зарубежные, и две – российские из разных сфер: переработка продуктов питания, производство стройматериалов, электроники. Решение принимается по принципу двух ключей: если мы даже находим инвестора, окончательное решение о придании ему статуса резидента принимается Минэкономразвития.
– Там 200 га, это бывший военный городок, который был нам передан. Пока это территория крайне низкой готовности. По сути, это чистое поле. Но если будет принципиально принято решение о поддержке, то у нас появятся все аргументы для того, чтобы подводить дорогу, коммуникации.
– У нас запланировано подписание и начало строительства крупного предприятия в Лыткарине – это новый жировой комбинат, который возводится вместо выводимого с территории Москвы Московского жирового комбината. Инвестиции в первую очередь – свыше 1 млрд руб., будет создано 300 рабочих мест. Второе соглашение – с General Electric (GE) – это сбор, локализация 10 видов медицинского оборудования (инкубаторы интенсивной терапии, система ультразвуковой диагностики, компьютерные томографы, включая 128-срезовый, и т. д.). Впервые на территории России будет производиться столько видов медицинской техники. До этого на GE собиралось только три вида. При достижении целевых показателей они будут увеличивать объем инвестиций. Кроме того, у нас подписание соглашения с «Ростехом» на строительство современных заводов, которые безвредно утилизируют мусор, сепарируя его на полезные фракции, в том числе и на топливо. При этом для самого завода нужно не больше 5 га земли, а полигоны требуют десятков гектар. Плотность территории Московской области, интересы экологии не позволяют открывать новые полигоны. Это очень привлекательно для нас. Важно только разобраться с зеленым тарифом: при сжигании мусора высвобождается электричество, которое важно продать по специальному, более высокому тарифу, нежели покупается при генерации гидро-, тепловой или атомной энергии.
– Сейчас рассматривается одна площадка на территории ближайшего Подмосковья. В долгосрочной перспективе планируется около 15 заводов, каждый завод сжигает по 200 000–300 000 т. Это будет полноценное государственно-частное партнерство (ГЧП), область берет на себя выделение земли, формирование мусоропотока, определение тарифа на утилизацию.
– Как раз следующее подписание – с РФПИ. Впервые в истории России появятся платные путепроводы, будет подписано соглашение на сумму 3 млрд руб. на их строительство в Балашихе, Домодедове, Кубинке Одинцовского района, в Пушкинском районе. Еще 14 – на следующем этапе. Это позволит освободить огромные бюджетные средства и решить проблемы транспортного коллапса там, где он еще присутствует. В часы пик эти переезды закрыты для транспорта интервалами до 50 минут.
– В течение двух лет объекты должны быть введены в эксплуатацию. Пятнадцать лет они будут эксплуатироваться инвесторами.
– Тариф за проезд составит 30 руб. для легковых машин, 60 руб. для среднетоннажных и 90 руб. для грузовиков.
Как идет реконструкция магистралей
1. М8 «Холмогоры» (Мытищинский, Пушкинский, Сергиево-Посадский м. р. и г. о. Королев) – проводится реконструкция участков дороги. Завершение – в 2016 г.
2. А104 Москва – Дмитров – Дубна (Мытищинский, Дмитровский, Талдомский м. р. и г. о. Долгопрудный, Лобня, Дубна) – реконструкция участков дороги со строительством транспортной развязки на 29-м км (поворот на Лобню) и развязки на км 46+450 (пересечение с Малым московским кольцом). Завершение – в 2018 г.
3. М9 «Балтия» (Красногорский, Истринский, Волоколамский и Шаховской м. р.) – реконструкция участков. Запуск рабочего движения по одному из участков – в 2015 г.
4. М5 «Урал» (Люберецкий, Раменский, Коломенский, Луховицкий м. р. и г. о. Лыткарино, Жуковский, Раменский, Бронницы, Коломна – в 2013 г. введена в эксплуатацию развязка на 21-м км. В 2014 г. построен и введен в эксплуатацию участок М5 «Урал» от 3-го км ММК до с. Ульянино.
5. Вылетные магистрали в доверительном управлении ГК «Автодор» на территории области:
М4 «Дон» (Ленинский, Каширский м. р. и г. о. Домодедово) реконструирована и доведена до первой технической категории, дорога скоростная;
реконструкция М1 «Беларусь» (Одинцовский, Рузский, Можайский м. р.) с 33-го по 132-й км была запланирована на 2015 г., но из-за бюджетных ограничений перенесена на более позднее время.
6. По 20 магистралям начинается работа по благоустройству.
– Это следующий этап. На территории области планируется реализовать проект по строительству 120 ТПУ. Выпущено 48 распоряжений на разработку проектов планировки территории размещения ТПУ.
– Разработка концепции завершится в 2016 г., еще год уйдет на проектирование, задача – в 2017 г. начать строительство первой линии метро. Она объединит Подольск, Климовск, Домодедово, аэропорт «Домодедово», который предполагается существенно расширить, и Раменское. Протяженность первой линии – 65 км, участок разбит на отрезки 4,5–5 км, скорость на прямых участках составит 70 км/ч. Все кольцо – около 300 км, задача – связать крупные города Подмосковья. В плане финансирования рассчитываем на собственный бюджет, на ГЧП и, конечно же, на федеральную поддержку. Каждый километр, по подсчетам экспертов, стоит примерно 1 млрд руб. – без изъятия земель.
– Километр подземного метро стоит 5 млрд руб.
– Чтобы начать переговоры с потенциальными инвесторами, необходимо детально разработать проект.
– Там есть статус особой экономической зоны. Как раз тот пример, который позволил другому региону опередить нас в этой борьбе. Надо признаться, что мы подключились к переговорам уже на финальной стадии.
– Во многих городах, таких как Химки, Подольск, Одинцово, не налажена парковочная культура, и это создает просто коллапс. Поэтому мы ведем эту работу. Естественно, будет всестороннее обсуждение. В конце июня мы также объявим конкурс по фото- и видеофиксации. Объем инвестиций – почти 5 млрд руб., будет охвачена вся область. Это необходимо в первую очередь для безопасности движения.
– На территории области – пять крупнейших дистрибуторов. Все они выразили согласие участвовать в проекте. Предварительно было обсуждено, что комплекс должен быть размещен на территории Есипова – нашего индустриального парка. Подразумевается создание не столько температурного склада, сколько специальной системы учета лекарств и их аналогов.
Кстати, в нашей аптечной сети льготного распространения лекарств в аптечных пунктах над каждым окошком мы разместили «визитку» – мобильный телефон и электронную почту нашего министра здравоохранения. Сначала на нее поступало в день 20–25 сообщений, потом 14, в последнее время – 6–8. Главной проблемой отсутствия лекарств была как раз логистика. И вот такой распределительный автоматизированный центр позволяет эту проблему закрыть. Кроме того, создаем сеть государственных аптек.
– Нет, это не бизнес. Аптеки располагаются в больницах и поликлиниках – в местах, где выписываются рецепты. Это было пожелание жителей – дать возможность покупать лекарство там, где его выписывают. Мы в прошлом году открыли 80, а в этом году – 100 таких аптек. Всего будет 280 пунктов реализации льготных, в том числе наркотических, средств. До сих пор мы из бюджета платили коммерческим аптекам за распространение льготных лекарств.
– «СИА-интернешнл», «Протек», «Биотек», «Евросервис», «Р-фарма». Инвестиции, которые совершены к текущему моменту, – свыше 20 млрд руб.
– Там будет реализован проект с государственным научным центром НИОПИК – он был заявлен на фармацевтическом форуме в формате ГЧП с участием Минпрома и ООО «Фармстандарт» в рамках стратегии развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020». Также область будет участвовать в создании двух онкоцентров – в Подольске и Балашихе – стоимостью 4,7 млрд руб.
– Это удобная и выгодная система для пассажиров – для всех, кто пользуется общественным транспортом. Мы делаем этот проект совместно со Сбербанком и не тратим бюджетных средств. Сбербанк в течение двух лет вкладывает 3 млрд руб. в оснащение всех автобусов «Мострансавто» валидаторами и создание центра обработки данных. В ближайшее время жители смогут получать кредитные карты, в которые уже будет зашита система «Стрелка». Сбербанк, естественно, заинтересован аккумулировать те 20 млрд руб., которые собираются за оплату проезда на наземном общественном транспорте и электричках. Задача – сделать всю эту схему прозрачной, тогда выручка увеличится, а Сбербанк окупит затраты на внедрение системы.
– Пока на электричках, троллейбусах и автобусах Подмосковья. Следующий этап – это частные маршрутки. Через какое-то время мы будем интегрировать это с Москвой.
– Конечно, повлиял. Большая доля валового регионального продукта Московской области – это стройка. Мы – номер один в стране по строительству, в том числе жилищному. Доля ипотеки в последнее время была высока – свыше 50%, люди покупали квартиры по ипотечному кредиту. Когда ставка по ипотечным кредитам поднялась за 20–30%, спрос на жилье резко упал. Заметный драйвер экономики Подмосковья оказался под угрозой. Это вынудило обратиться за поддержкой к федеральным властям, сейчас ипотечная ставка субсидируется до 12% годовых. Для рынка это стратегически важное решение, потому что все без исключения строительные компании испытывают сложности со сбытом. А это, в свою очередь, создает риски по завершению строительства и вводу социальных объектов. Наша задача – чтобы ввод жилья и строительство социальных объектов шли синхронно.
Вообще, стоимость денег в I квартале очень серьезно нарушила планы, в том числе по посевной и модернизации металлургических заводов в Ступине, Подольске и Электростали. Турбулентность на валютном рынке заставляет бизнесменов ждать стабильности. Когда море штормит, корабли выходят в плавание очень и очень осторожно.
– Мы делаем все для того, чтобы они не появились. Обманутые дольщики – это наша боль. Я много раз говорил, что с 18 000 мы ушли на 6000 дольщиков, но каждый из них находится в сложной ситуации. Часто апеллируют к властям, хотя де-юре это взаимоотношения застройщика и покупателя, но здесь мы активно помогаем и расшиваем проблему.
– Мы оптимизировали чиновничий аппарат, экономия составит 1,8 млрд руб. Бюджет секвестирован, но по факту мы увидели рост доходов на 10,6%, что позволило нам более уверенно финансировать социальные программы, поддерживать инвестиционные проекты.
– Помощь из федерального бюджета на этот год у нас существенная – около 50 млрд руб. Львиная доля – это инфраструктурные проекты: новые железнодорожные пути, вылетные магистрали (см. врез), платные переезды.
Московская область
Площадь – 44 300 кв. км. Население (оценка на 1 января 2015 г.) – 7,2 млн человек. ВРП (2013 г.) – 2,5 трлн руб., прирост ВРП (к 2012 г.) – 2,2%. Индекс промышленного производства (март к февралю 2015 г.) – 103%. Среднемесячная начисленная заработная плата (март 2015 г.) – 39 083,5 руб. (105,3% к марту 2014 г.). Реальные располагаемые денежные доходы населения (март 2015 г. к марту 2014 г.) – 98,6%. Безработица (на 1 мая 2015 г.) – 0,6%. Инфляция (апрель 2015 г. к декабрю 2014 г.) – 7,5%. Жилищное строительство (январь – апрель 2015 г.) – 1,1 млн кв. м (84,2% к соответствующему периоду 2014 г.). Оборот розничной торговли (январь – апрель 2015 г.) – 518,8 млрд руб. (96% к соответствующему периоду 2014 г.). Объем иностранных инвестиций (2013 г.) – $6,3 млрд. Исполнение консолидированного бюджета (2014 г.): доходы – 494,3 млрд руб., дефицит – 2,1 млрд руб. Государственный долг (на 1 марта 2015 г.) – 103,2 млрд руб.
– Мы соседи, одна агломерация. С первого дня идем в согласованном режиме. Конечно, это не значит, что у нас нет конфликтов интересов, но мы рассматриваем их как возможность выработать эффективное решение. Это касается и выноса метро за пределы МКАД, и истории с «Мосводоканалом». Примерно 20% качественной воды, которой обладает Москва, поставляется на территорию области. Москва может увеличить поставки до 33%. Но здесь должно быть корректное ценообразование. То же самое касается «Мосгортранса» и «Мострансавто» – их маршруты курсируют между двумя регионами. Это пассажиры, деньги, и очевидно, что нужно находить грамотные и взвешенные решения. В июле открывается станция «Котельники». Мы вместе ищем удобные решения по развитию инфраструктуры вокруг станции метро. Эта станция заходит на территорию области, соответственно, мы вместе разрабатывали проекты. Считаем, что такое партнерство оправдано.
– Федеральный закон дал главам регионов право самим устанавливать систему местного самоуправления на муниципальном уровне. Губернатор теперь может предлагать на утверждение местных советов депутатов свои кандидатуры на должность глав. Насколько часто вы будете пользоваться этим правом, останутся ли в Подмосковье прямые выборы глав вообще?
– У нас 349 муниципальных образований. Московская область – первый субъект Федерации, применивший 136-й федеральный закон, который внес изменения в базовый закон о местном самоуправлении и наделил регионы правом определять порядок формирования органов местного самоуправления и их полномочий. Глав у нас избирают на прямых выборах в 212 муниципальных образованиях.
В районе должна работать слаженная команда. Мы предлагаем на должности руководителей администрации людей, которые себя хорошо зарекомендовали. Нередко это люди, которые занимали в администрациях вторые позиции, например, Дмитрий Жариков был первым заместителем главы Подольска, стал руководителем администрации города Серпухова. Делаем ставку преимущественно на людей профессиональных, мотивированных на дальнейший рост. Таких людей мы направляем в кризисные территории, каких в Подмосковье достаточно.
– Мы укрупнили три города – Королев и Юбилейный; Балашиху и Железнодорожный; Подольск, Климовск, Подольский район объединены в городской округ Подольск. Можно сказать, что это восстановление исторической справедливости: изначально устройство было именно таким. А когда началось дробление, каждый захотел быть хозяином, не имея для этого ни денег, ни возможностей. Любые границы, которые создаются искусственно, безумно мешают и ограничивают развитие – инфраструктуры, рекреационной составляющей. Уже сегодня объединение Королева с Юбилейным позволяет говорить о создании дополнительных рабочих мест, едином бюджете, решении проблемы воды в Юбилейном и других важных вещах. Есть тенденция – преобразование муниципалитетов в городские округа. Такую инициативу считаем крайне эффективной: вертикаль позволит содержать муниципалитет и в чистоте, и в порядке, мобилизовать ресурсы для решения первоочередных задач. У нас есть сельские поселения, которые живут абсолютно своей жизнью и не интегрированы в федеральную/региональную повестку. Численность чиновников в городском округе минимум на 30% меньше. И эффективность управления гораздо выше.
– Эта должность уже есть в 39 из 70 городских округов и районов. Цель введения института – привлечь для хозяйственного управления профессионалов, которые нанимаются по конкурсу и утверждаются депутатами.
– По прежнему месту работы я помню заседание в Волгограде 6 мая 2011 г., когда объявили о создании организации. Мне понятна идеология ее создания. Приятно, что ОНФ является постоянным участником круглых столов, которые проходят в Мособлдуме. Я считаю, общественный контроль, только объективный и качественный, полезен. Что касается критики, мы анализируем каждый случай и стараемся идти с опережающей повесткой. Одним из принципов своей работы я называю открытую власть, критика делает нас сильнее. Понятно, что мы не волшебники и все проблемы решить не сможем, а постараться должны. Но мы идем по плану, и люди чувствуют перемены к лучшему.